Как написать грамотный бизнес-план для центра занятости?
Самый простой способ начать законную предпринимательскую деятельность – это регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Конечно же, любой бизнес требует стартового капитала. Его можно долго собирать самостоятельно, взять в долг у приятелей или родственников, оформить кредитный договор с банком или обратиться за поддержкой к государству. Например, можно предоставить бизнес-план в центр занятости.
Зачем это необходимо?
У каждого жителя России есть возможность получить государственную субсидию на развитие бизнеса. В 2012 году произошла отмена этого вида поддержки федерального уровня, лишь некоторые регионы оставили эту выплату.
Возможность и условия получения субсидии необходимо уточнять в центре занятости каждого конкретного региона.
Выплата денежных средств осуществляется государством на безвозмездной основе, и даже если выбранный вид предпринимательской деятельности так и не начнет приносить доход, возврата денег никто не потребует.
Как встать на учет?
На предоставление средств человек может рассчитывать только после того, как встанет на учет в центр занятости в соответствии с пропиской. При этом безработность является лишь одним из многочисленных ограничений. Так, не подлежат постановке на учет:
- инвалиды нерабочих групп инвалидности;
- пенсионеры и лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста;
- учащиеся дневных отделений вузов или техникумов (колледжей, училищ);
- работающие по трудовому договору;
- ранее зарегистрированные индивидуальные предприниматели или учредители ООО (если предприятие подвергалось ликвидации, то с этого момента должно пройти не менее полугода);
- граждане, отказавшиеся от двух предложений о трудоустройстве (в том числе и временных);
- не явившиеся в установленный срок на регистрацию или не пришедшие по предложению на подходящую работу.
Отказ в постановке на учет получает человек, приговоренный к исправительным работам, лишению свободы или подавший ложную информацию о собственной личности или если его статус безработного является ложным.
Центр занятости может также отказаться брать на учет гражданина, который не работал более 5 лет, ведь если все это время он как-то жил, значит, сможет и дальше.
Чтобы зарегистрировать себя безработным, человеку нужно предоставить следующие документы:
- паспорт гражданина РФ;
- трудовую книжку (если раньше было место работы);
- свидетельство о регистрации в налоговой инспекции;
- справку с прежнего места работы с указанием заработной платы в течение 3-х месяцев, предшествующих увольнению или сокращению (если поиск работы осуществляется впервые, то данная справка не требуется);
- документ об образовании (школьный аттестат и все имеющиеся дипломы). Опираясь на эту информацию, а также на послужной список, профессиональную подготовку и опыт, сотрудники центра должны найти подходящую работу.
Кроме того, может потребоваться выписка с индивидуального лицевого счета. Ее обычно требуют при оформлении пособия.
Порядок получения субсидии
Для сокращения безработицы и поддержки малого бизнеса выдается разовая субсидия, размер которой в 2016 году составляет 58,8 тыс. руб. (размер максимального ежемесячного пособия – 4900 руб. * 12 месяцев). Кроме того, гражданин может обратиться за дополнительным возмещением затрат, связанных с регистрацией ИП.
Открытие собственного бизнеса при помощи центра занятости и получение государственной поддержки требует предоставления следующих документов:
- заявление о предоставлении субсидии;
- копия счета, открытого в банке с целью перечисления на него государственных средств (в случае положительного результата);
- бизнес-план.
У каждого центра есть возможность требовать собственный пакет документов, следовательно, со всеми нюансами нужно знакомиться на месте.
Подробнее о всех этапах получения средств вы можете узнать из следующего видео:
Какие требования предъявляются к бизнес-плану?
После того, как будет пройдена необходимая регистрация на бирже труда, предпринимателю нужно будет оформить презентацию собственной идеи – бизнес-плана.
Именно этот важный документ служит подтверждением целевого использования государственных средств в случае, если чиновники примут положительное решение о предоставлении помощи. Выявление в дальнейшем хотя бы одного расхождения может обернуться тем, что центр занятости подаст в суд иск о возврате бюджетных средств.
В состав плана должна входить максимально подробная информация о замысле начинающего бизнесмена:
- Краткое описание идеи (данные о том, что к открытию планируется розничный магазин, парикмахерская, салон, предоставляющий определенную услугу и т. д.). Если речь идет о торговле товарами, то нужно подробно описать их характеристики, а также определиться с их востребованностью на рынке, социальной значимостью. То же самое касается и услуг.
- Анализ конкурентной среды. При этом нужно не просто написать о том, что на рынке есть конкуренты, экспертов может удовлетворить только наличие подробного отчета о бизнесе соперников в будущей рыночной нише.
- Оптимальное штатное расписание (государство и центр занятости заинтересованы в том, чтобы создавались новые рабочие места).
- Прогнозирование доходов и расходов.
- Сведения о том, какие риски могут грозить бизнесу, и предложения по выходу из кризисной ситуации.
Благодаря добросовестной работе над документом предприниматель не только обеспечивает себе помощь государства, но и детально продумывает каждый аспект собственной инициативы.
Рекомендации по составлению
Бизнес-план – это инструмент стратегического планирования. В основном он используется для того, чтобы спрогнозировать будущий проект и разработать концентрацию ведения деятельности. Это предоставляет начинающему предпринимателю возможность детально отработать стратегию, план деятельности и выявить ошибки, еще не начав работу.
Кроме того, данный документ – это инструмент контроля и управления, то есть в нем должны содержаться сведения о предполагаемых результатах деятельности по истечении определенного промежутка времени. Например, финансовый раздел рекомендуется использовать в качестве основы для составления бюджета, контроля его расходования, а также внедрения необходимых корректировок в работу организации.
Человек, решивший заняться собственным делом, должен при составлении бизнес-плана ответить на следующие (примерные) вопросы:
- Какова цель проекта?
- Почему данный вид деятельности является преимущественным по сравнению с другими?
- Выполнимы ли поставленные задачи?
- Насколько масштабной будет создаваемая организация?
- С какой потребностью рынка можно будет справиться?
- Насколько велика численность конкурентов?
- Что можно сделать, чтобы превзойти соперников?
- Каковы слабые места и какую опасность они в себе таят?
- Насколько длительным является проект?
Документ должен стать обоснованием курса, которого предприниматель будет придерживаться в течение определенного промежутка времени, следовательно, не менее 12 месяцев должны быть проработаны максимально подробно.
При разработке следует учитывать неопределенность и риск. Чем их больше, тем более тщательно нужно подойти к составлению плана.
Структура документа
Состав содержания и уровень детализации бизнес-плана напрямую зависит от того, насколько масштабным будет создаваемое предприятие, от сферы, к которой оно будет относиться (производственная или сфера услуг), а также от размера предполагаемого рынка сбыта, численного состава конкурентов и перспективности деятельности.
Если рынок сбыта широк, предприниматель занимает крупную долю на нем, а уровень конкуренции высок, значит, проработка каждого раздела должна быть более углубленной.
В состав документа должны обязательно входить следующие разделы:
- титульный лист;
- резюме;
- краткие сведения об организации;
- подробное описание производимых товаров/оказываемых услуг;
- анализ рынка и имеющихся конкурентов;
- маркетинговая стратегия;
- производственный план;
- организационный план;
- финансовый план;
- возможные риски и способы их минимизации;
- приложения.
Кстати, прежде чем приступить к разработке, следует собрать информацию о потенциальном спросе, а также производственной и финансовой потребности предприятия. Наличие этих сведений обеспечивает возможность проведения оценки жизнеспособности концепции новой компании.
Дальнейшие действия
Каждый субъект вправе устанавливать собственные правила защиты бизнес-плана, но зачастую его принимает комиссия из 4-5 человек. Предварительно кандидат должен обязательно заполнить специальный бланк.
Нет никакого смысла представлять на защиту старую, неприменимую в новой экономической ситуации идею. Сетевой маркетинг, лотереи, продажа алкоголя и табачной продукции вряд ли приведут к положительному результату. По времени защита проекта составляет около 10 минут, за этот промежуток комиссия успевает оценить перспективность и жизнеспособность задуманного.