Как разработать раздел финансового плана в бизнес-плане?
В данном разделе следует рассматривать финансовое обеспечение компании и способы, позволяющие наиболее эффективно использовать денежные средства в соответствии с проведенным анализом состояния рынка и прогнозным объемом продаж товаров и услуг на протяжении последующих периодов.
О том, как грамотно его написать, и пойдет речь в нашей статье.
Что здесь нужно отразить?
В состав пункта должны входить следующие показатели и документы:
- прогнозные значения финансовых результатов;
- проект движения денежных потоков;
- плановый баланс компании;
- ряд основных предложений и ключевых показателей финансового характера;
- прогноз прибыли и убыточности.
Прогнозным периодом обычно считается промежуток времени от 3 до 5 лет.
Затраты на открытие
Написание раздела предполагает обязательную расшифровку расходов, необходимых для открытия бизнеса. Каждое из этих мероприятий можно включить в одну из следующих групп:
- организация физического пространства, включающая в себя подготовку помещения и необходимого числа рабочих мест, обустройство подходящего пространства для работы с потребителями и т. д.;
- приобретение требуемого количества оборудования, его монтаж и настройка (производственного, торгового или офисного);
- установка систем связи – телефон и интернет;
- обеспечение объекта охранной сигнализацией в случае необходимости;
- оплата услуг таких категорий сотрудников, как юрист, бухгалтер или любой другой профессиональный помощник;
- оплата налоговых взносов, внесение государственной пошлины при прохождении процедуры официальной регистрации, а также получение различного рода лицензий (если этого требует планируемый вид деятельности);
- оплата услуг дизайнера, который изготавливает вывески, плакаты, внутренние рекламные стенды и т. д.;
- оплата услуг кадрового агентства, которое подберет любой необходимый персонал.
О том, как грамотно спланировать данный пункт, смотрите на следующем видео:
Размер ежемесячных расходов
Практически любое вновь открывшееся предприятие не может обойтись без следующих постоянных затрат:
- арендной платы – размер суммы зависит от площади и месторасположения помещения;
- ежемесячной оплаты телефонной связи и интернета, прочих коммунальных расходов;
- оплаты бухгалтерского или иного сопровождения;
- прочих расходов офисного плана;
- выплаты зарплаты сотрудникам;
- оплаты налогов и обязательных взносов;
- размещения рекламы.

Информацию о том, какой бизнес открыть во время кризиса, смотрите здесь.
Источники средств
Финансовая часть проекта предполагает наличие определенных схем финансирования, опирающихся на индивидуальные особенности бизнеса.
Так, необходимые средства можно почерпнуть:
- из внутреннего источника;
- из привлеченного инвестирования;
- из заемных средств;
- из смешанного (комплексного, комбинированного) источника.
Внутренние источники – это собственные финансы предприятия или величина его прибыли и амортизационных отчислений. Наиболее приемлемым и дешевым способом расширения деятельности организации является реинвестирование прибыли.
Внешние источники складываются:
- из привлеченных инвестиций – обычно в данном случае инвестор заинтересован в высоком уровне прибыли и в самой компании;
- из заемных – использование средств осуществляется в соответствии с условиями контракта.
Реализация стратегии финансирования также предполагает сочетание следующих финансовых инструментов, представляющих средства из разных источников:
- инвестор может приобрести долю компании;
- применение венчурного финансирования;
- получение необходимых средств за счет публичного или закрытого предложения ценных бумаг;
- депозитарная расписка;
- получение коммерческого, государственного или банковского кредита;
- осуществление страхования операций экспортного характера.
Денежные потоки
Достичь эффективного управления финансами можно только путем применения планирования в отношении каждого финансового ресурса и его источника. Данный раздел обязательно должен предусматривать разработку и принятие целевых установок, имеющих количественное и качественное выражение, а также четко определять пути, придерживаясь которых можно с наименьшими потерями достичь желаемого.
Денежным потоком называют движение денежных сумм в настоящий момент времени. Иначе это называется разностью между суммами поступлений и выплатами средств, которые происходили в компании в течение определенного промежутка времени.
В бизнес-плане следует провести анализ движения данных потоков, то есть определить моменты и величины притока и оттока наличности. При этом в основе расчета должна лежать операционная (текущая) деятельность.
Организация обязательно должна иметь денежную сумму, способную покрыть все ее обязательства. Если же минимально необходимый запас отсутствует, то это можно назвать началом финансовых затруднений. Избыточность денежной суммы тоже нельзя назвать положительной характеристикой, напротив, это может означать убыточное время.
Также стоит уделить внимание внешним и внутренним факторам, оказывающим существенное влияние на формирование денежного потока:
- Влияние конъюнктуры рынка, применяемая система налогообложения, налаженный порядок предоставления кредита поставщику и покупателю (деловой оборот), доступность внешнего источника финансирования являются факторами внешнего характера.
- Жизненный цикл, точнее его стадия, наличие сезонности производства и реализации товара, амортизационная политика компании, а также ряд личных качеств и уровень профессионализма руководящего состава относят к внутренним факторам.
При составлении плана управления потоками компании должны соблюдаться следующие принципы:
- информативная достоверность и прозрачность;
- плановость и контроль;
- платежеспособность и ликвидность;
- эффективность и рациональность.
В основе «правильного» управления всегда лежит оперативная и достоверная информация, сформированная на базе бухгалтерского и управленческого учета. Составляющими данной информации являются самые разнообразные сведения: бюджет будущих закупок, сумма средств на счете и в кассе, а также их движение, поставщики, требующие предварительную оплату, уровень кредиторской и дебиторской задолженностей и т. д. Все это обычно оформляется в виде таблиц.
Источники поступления информации не менее разнообразны, поэтому собирать и систематизировать ее нужно предельно тщательно, так как несвоевременность или недостоверность сведений может привести к плачевным последствиям для предприятия в целом.
Расчет дохода
Предполагаемый уровень дохода можно назвать кульминационным моментом бизнес-плана. В состав доходных статей входит выручка от продажи товара, выполнения работы или оказания услуги.
Прочие поступления включают в себя:
- выручку от неосновного вида деятельности, в том числе продажа основного средства или материала;
- положительную курсовую разницу;
- получение процента по ранее предоставленному займу и т. д.
Итак, расчет общего дохода компании заключается в суммировании поступлений от главного вида деятельности и прочих поступивших средств.
Как грамотно составить раздел?
Финансовый план должен определять тот спектр действий, который позволяет получать максимальный размер прибыли на фоне минимальных затрат. Основы его грамотного составления:
- Правильно и четко сформированные цели. При этом следует помнить, что цель формируется в зависимости от финансовых возможностей предприятия, но никак не наоборот. Если данное правило не соблюдается, дальше можно не читать – бизнес обречен на провал.
- Эффективная и организованная система мониторинга и контроля выполняемых действий по отношению к целям. Это позволяет постоянно «держать руку на пульсе» и контролировать продвижение к поставленным задачам.
- Четкий прогноз окупаемости проекта с помесячной разбивкой. Если реализация проекта предполагает долгосрочность, то разбивку первого года нужно сделать помесячно, а каждого последующего периода – поквартально.