Как открыть пельменный цех? Составляем бизнес-план
Сегмент рынка замороженных полуфабрикатов, в частности пельменей, весьма перспективен. По статистическим данным, в последние годы спрос на замороженные продукты вырос. Причиной тому служит занятость людей и поиск бюджетной замены мясу. Если вы твердо решили заняться подобным бизнесом, то вам необходимо написать бизнес-план.
Можно приобрести готовый документ, но вполне реально разработать его самостоятельно. Для этого нужно изучить пункты, которые будут изложены ниже – они и являются основой будущего проекта.
Анализ рынка и конкуренции
Пельмени являются неотъемлемой частью русской культуры, что делает их востребованным продуктом. Вместе с тем, спрос на этот продукт стабилен и не имеет резких сезонных скачков. Но и конкуренция на рынке высокая: на 10 тысяч потребителей приходится 5 конкурентов известных торговых марок.
Тщательно исследуйте работу конкурентов, их ассортимент, ценообразование и точки сбыта. Это даст много полезной информации, ведь чтобы «прорваться» на рынке, нужно предложить покупателю что-то более привлекательное. Клиент желает получать продукцию хорошего качества по приемлемой цене, постоянно дегустируя новые привлекательные варианты.
Производственный план
Ключевое звено в составлении бизнес-плана – это описание непосредственного производства, из которого в дальнейшем будут отталкиваться расчеты.
Помещение
Независимо от технологии, которая будет выбрана для изготовления продукции, помещение должно соответствовать санитарным нормам. Лучше всего проконсультироваться в конкретных службах, так как их условия могут отличаться от тех, которые можно встретить в интернете.
Речь идет о пищевом промысле, где существуют следующие минимальные требования к помещению:
- наличие воды, света и отопления;
- вентиляция;
- стены, обложенные кафелем.
Оптимальная зона расположения такого помещения – пригород, где в наличии дешевая рабочая сила, множество вариантов для расположения цеха по умеренным ценам. Площадь может варьироваться от 10 до 100 квадратов, но в среднем, идеальная цифра – 60 м2. Немаловажно учесть наличие туалета для персонала.
Оборудование
Лепка пельменей может осуществляться по двум технологиям:
- Вручную – на начальном этапе этот вариант требует меньше вложений, но производительность такой лепки невысокая.
- Машинная лепка – более затратный способ, требующий закупки спецоборудования. Однако, оно быстро окупается за счет большого объема выпуска.
Автоматизация производства помогает организовывать процесс с вовлечением минимального количества персонала, что снижает затраты на оплату труда и связанные с этим налоги. Машинная линия требует покупки следующего оборудования:
- Комплект для формовки теста:
- аппарат, просеивающий муку;
- замешиватель теста;
- раскаточный аппарат.
- Промышленная мясорубка и фаршемешалка.
- Автомат для формовки пельменей.
- Камеры хранения сырья и заморозки продукции.
- Упаковочная линия.
Центром внимания является формовочный аппарат, выдающий готовые к заморозке пельмени. Производительность таких машин может варьироваться от 50 до 270 кг/час в зависимости от выбранного класса. Выбор оборудования на рынке весьма широк, но особо достойны внимания отечественные и китайские модели – они имеют неплохие отзывы и приемлемую цену.
Сырье
Пельмень является небольшим комочком фарша, завернутым в тесто. Основные составляющие для его производства:
- Мука с 30% содержанием клейковины.
- Мясо: свинина, говядина и курица.
- Свиное сало.
- Яичный порошок или куриные яйца.
- Растительное масло.
- Питьевая вода или молоко.
- Лук репчатый.
- Соль, специи и другие добавки.
Рецептура должна соответствовать ГОСТам или отдельно принятым ТУ. Тесто для любого вида пельменей одно, а при помощи вариаций фарша и специй можно формировать ассортимент продукции.
На следующем видео вы сможете наглядно увидеть процесс изготовления:
Финансовый план
Понять перспективы проекта в более ясном свете помогает финансовый раздел, а именно смета расходов и прибыли.
Ориентировочные цифры по автоматизированному пельменному цеху с 5-ю рабочими и выпуском 700 кг продукции в день:
- Закупка оборудования – 500 тыс. рублей.
- Затраты на маркетинг – 30 тыс. рублей.
- Регистрация бизнеса – 10 тыс. рублей.
- Ремонт помещения – 50 тыс. рублей.
- Ежемесячная арендная плата – 40 тыс. рублей.
- Закупка сырья в месяц – 350 тыс. рублей.
- Заработная плата в месяц – 80 тыс. рублей.
- Коммунальные расходы в месяц – 10 тыс. рублей.
- Прогноз среднего дохода в месяц – 550 тыс. рублей.
- Прогноз чистой прибыли в месяц – 70 тыс. рублей.
Окупаемость этого бизнеса ожидается в районе 8 месяцев, учитывая трехмесячный срок для полной наладки производства.
О том, как открыть рыболовный магазин с нуля, смотрите в этой статье.
Организационный план
Персонал
Для запуска любого производственного процесса нужен персонал. При использовании ручного труда понадобится минимум 4-5 человек без особых требований по квалификации. Для автоматизированных линий нужно по крайней мере 2-3 человека, имеющих опыт в работе с пельменным оборудованием. Даже при организации большого цеха с приличными оборотами достаточно 15 человек.
Нужны 3-4 человека с опытом работы для контроля закупок, приготовления фарша и непосредственного производства. Один из них будет поставлен на работу по фасовке продукции.
Для пищевого производства персонал должен иметь санитарные книжки и регулярно проходить медосмотр. Несоблюдение этих требований грозит серьезными штрафами и закрытием на неопределенный срок при первой же проверке или жалобе от потребителя.
Транспорт
Важно тщательно продумать организацию транспортировки продукции – лучше всего подойдет водитель с собственным транспортом. Его можно нанять по совместительству с согласованием графика смен.
Регистрация бизнеса
Для официального предприятия нужна регистрация в налоговых органах, что займет не менее двух недель. Также необходимо получить разрешения у всех необходимых инстанций для того, чтобы трудиться долго и плодотворно.
Запуск производства
Производство пельменей – это непрерывный цикл, который предусматривает следующие этапы:
- Закупка сырья.
- Подготовка теста.
- Приготовление фарша.
- Лепка пельменей.
- Их заморозка.
- Фасовка.
- Доставка продукции по точкам сбыта.
Маркетинговый план и каналы сбыта
Для запуска продукции в реализацию нужно название, оно должно быть запоминающееся и «аппетитное». Лучшей маркетинговой стратегией будет выпуск продукции разных ценовых категорий: эконом-класс, средний сегмент, премиум-класс. Таким образом, будут захвачены все категории потребителей.
Для начального налаживания каналов сбыта нужно посетить (обзвонить) все торговые точки города и заключить договора по поставке продукции. Когда линия производства будет налажена, можно будет перейти к региону и ближайшим городам. Также стоит учесть оптовые базы, работающие с полуфабрикатами.
Анализ рисков
Любая бизнес-затея связана с определенными рисками, которые вызваны особенностями выбранной сферы деятельности, конкурентами и общей обстановкой в стране. Нужно спрогнозировать потенциальные риски и наметить стратегию борьбы с ними. Главные риски состоят в невыполнении планируемого объема продаж, возможных поломках оборудования и простоях, повышении цен на сырье, реакции конкурентов, проблемах с персоналом и т. д.
Несмотря на то, что пельменный цех – быстро окупаемое предприятие, анализ рисков поможет приготовиться к быстрому реагированию на возникшие проблемы. Отличной идеей будет открытие сопутствующего бизнеса, например, мясной лавки. Она принесет дополнительный доход и поможет реализовать лишнее мясо или фарш во время вынужденного простоя.