Нюансы составления бизнес-плана для создания хостела
Ежегодно миллионы человек по всему миру отправляются в путешествия, и далеко не каждый в состоянии позволить себе шикарные апартаменты в фешенебельном отеле. В поисках крыши над головой турист эконом-класса останавливает свой выбор на хостеле.
Что такое хостел? Это бюджетная гостиница, где из удобств постояльцу предлагается лишь койко-место. Санузел и кухня общего пользования чаще всего находятся на этаже.
С ростом популярности бюджетного туризма такие эконом-гостиницы приобретают все большую популярность. Если рассматривать хостел как перспективный бизнес, он привлекателен небольшими организационными затратами и может приносить хорошую прибыль при постоянном потоке клиентов.
Анализ конкурентов
По состоянию на начало 2015 года число бюджетных отелей в странах Европы перевалило за 5000. В России подобное направление находится на стадии развития. Тем не менее, предпосылки для активного развития бюджетного туризма есть. Возможно, спустя 5-10 лет наше государство станет мировым лидером на рынке хостелов и будет принимать не один миллион эконом-туристов в год.
Сегодня эта ниша практически свободна, что создает благоприятную почву для открытия рентабельного бизнеса.
Выбор месторасположения
Хостел должен располагаться в местах частого пребывания туристов, командировочных и путешественников – вблизи вокзалов и центра города. Здесь и возникает первая проблема. Стоимость земли и помещений, подходящих для организации бюджетной гостиницы, слишком высока.
Недорогим вариантом станет здание в одном из спальных районов города с удобной транспортной развязкой (станция метро, автобусная остановка). Выгодным решением станет организация хостела рядом с отправной точкой туристического маршрута.
При желании, организовать хостел можно в 3-х или 4-х комнатной квартире на 9 или 12 койко-мест соответственно.
Важно, чтобы выбранное помещение соответствовало следующим требованиям:
- на каждого из постояльцев должно приходиться не менее 5 кв. м жилой площади;
- расстояние между кроватями должно составлять 75 см и более;
- на этаже должны находиться санузел, душевая, умывальник, наличие горячей воды обязательно;
- наличие общей кухни с газовой плитой, холодильником, телевизором и минимальным набором посуды позволит объективно повысить стоимость проживания;
- возможность бесплатного пользования интернетом крайне важна.
Альтернативным вариантом помещения станут здания бывших (или действующих) общежитий. Расходы на аренду комнат потребуют повышения стоимости услуг либо негативно скажутся на получаемой прибыли.
О том, как начать подобный бизнес, вы можете узнать из следующего видео:
Финансовая сторона вопроса, стартовые, постоянные и переменные затраты
Смета на приобретение мебели и оборудования будет различаться в зависимости от наличия/отсутствия прачечной и кухни, а также количества гостей, которых готова принять бюджетная гостиница.
Размеры и количество санузлов рассчитываются исходя из количества спальных мест. Согласно нормам, пользоваться одной душевой кабиной могут не более 15 человек, одним унитазом – 12 человек, раковиной – 6.
Инвестиционные затраты
Расходы на приобретение основных средств имеют место на этапе формирования бизнеса.
Наиболее популярным вариантом хостела на сегодня является помещение для заселения 30-50 человек. Если селить по 8-10 человек в комнате, потребуется от 4 до 6 комнат. Для этих целей можно приобрести 2 квартиры и объединить их между собой.
Но чаще всего, для создания гостиницы эконом-класса выкупают целый этаж (3 квартиры) и организовывают дополнительную комнату для отдыха с телевизором, компьютером, игровым столом и т. д.
- Косметический ремонт с использованием строительных материалов в помещении 80-100 кв. м – 200 000 рублей.
- Приобретение двухъярусных односпальных кроватей с матрасами (190х200) на 8-10 человек – 67 000 рублей.
- Подушки, одеяла, постельное белье – 20 000 рублей.
- Светильники, прикроватная тумба, шкаф, стол, стул – 50 000 рублей.
- Рабочий стол администратора (стойка-ресепшн) – 7 000 рублей.
- Оборудование душа, умывальник, унитаз – 45 000 рублей.
- Кухонный гарнитур – 40 000 рублей.
- Банное полотенце, кухонные принадлежности, комплект посуды из расчета на 8-10 человек – 25 000 рублей.
- Дополнительные расходы – 30 000 рублей.
Итого, 484 000 рублей составят инвестиционные затраты на открытие хостела на 10 человек.
Постоянные затраты
Это расходы, ежемесячная сумма которых неизменна.
- Аренда четырехкомнатной квартиры в центре 100 кв. м. с жилой зоной 75 кв. м. – 30 000 рублей.
- Услуги горничной – 15 000 рублей.
- Беспроводной интернет – 1000 рублей.
- Реклама, маркетинг – 5 000 рублей.
Итого, ежемесячные постоянные затраты составят 51 000 рублей.
К переменным затратам относятся расходы, сумма которых из месяца в месяц будет непостоянной. В данном случае она будет зависеть от степени заполнения хостела постояльцами.
Переменные затраты составляют расходы на оплату коммунальных услуг, бытовую химию и т. д.
Источники финансирования
Как видно из предыдущего пункта, открытие хостела – дело затратное, требующее немалых инвестиций. Существует два источника финансирования – внутреннее и внешнее.
Внутреннее финансирование предусматривает использование предпринимателем собственных средств на открытие бизнеса. Преимущества такого способа очевидны – нет необходимости выплачивать проценты (в случае с кредитом) или делиться прибылью. Однако, мало кто из молодых предпринимателей может похвастаться наличием 500 и более тысяч рублей на банковской карте.
Для этой группы лиц существует внешнее финансирование: получение кредита в банке, привлечение сторонних инвестиций, грант:
- Сегодня банковское кредитование считается наиболее распространенным источником привлечения денег. Выгодно оно тем, что не требует продажи части бизнеса другому физическому лицу или организации.
- Привлечение сторонних инвестиций подразумевает капиталовложения в акционерный капитал. Инвестор получает право на участие в управлении бизнесом, а также присваивает часть дохода.
Прежде чем приступить к поиску источника финансирования, необходимо разработать бизнес-план. Это важный документ, который оправдывает необходимость внешних инвестиций и описывает выгоды инвестора от вложения собственных средств. Банку необходим план для того, чтобы убедиться, что кредит будет погашен вовремя. Инвесторов в документе интересует экономическое обоснование момента, когда идея начнет приносить прибыль.
Гранд – альтернатива банковскому кредиту с одним отличием – полученные средства возвращать не нужно. Чаще всего бизнес–гранды на развитие малого и среднего предпринимательства выделяет государство. Финансовой поддержки будет удостоен тот проект, в котором будет четко описана выгода не только для его создателей, но и для региона, в котором планируется его реализация.
Маркетинговый план
В туристическом бизнесе, а хостелы относятся именно к такому, без рекламы привлечь целевую аудиторию не удастся.
Сегодня наиболее популярным и эффективным способом рекламирования товара или услуги является реклама в сети интернет. Для начала рекомендуется создать официальный сайт хостела:
- Привлекательный молодежный дизайн, понятный функционал, максимум информации – основа успешного сайта.
- Нелишним будет разместить фотографии жилых комнат, санузла, кухни, дополнительных удобств (комната отдыха и т. д.).
- Один из разделов сайта должен быть посвящен расположению эконом-гостиницы с картой, находящими поблизости кафе, магазинами, станциями метро, остановками общественного транспорта.
- Нелишним будет оставить вкладку для отзывов и пожеланий тех, кто уже посещал хостел.
- Сайт должен иметь два-три языка интерфейса, если город туристический, и его активно посещают европейцы – любители бюджетного жилья, искать которое они будут именно через интернет.
- Публичные социальные страницы «Вконтакте», «Одноклассники», «Фейсбук» создателей бюджетной гостиницы – лучшая бесплатная реклама. Устраивайте внеочередные акции, проводите недели скидок, завлекайте людей вступить в вашу группу.
- Международные сети бронирования в режиме онлайн – обязательное место для размещения вашей рекламы. Это отличная возможность забронировать жилье в другом конце земного шара в считанные минуты. Такой способ бронирования удобен и для владельцев хостела. Постоялец заранее оплачивает часть стоимости проживания, чем гарантирует свое прибытие в указанный день. Популярными сайтами данной сферы деятельности являются TripAdvisor, Booking, Airbnb и другие, которые без труда можно отыскать в интернете.

Всю информацию о видах франшиз хостелов в России и их условиях вы можете почерпнуть из этой статьи.
Прибыль и срок окупаемости проекта
Стоимость койки-места в московском хостеле составляет около 500 рублей в сутки:
- в комнате на 4 человек – 600 руб.;
- в комнате на 8 человек – 400 руб.
При условии загруженности бюджетного отеля на 50% ежедневная прибыль составит: 6 * 500 = 3 000 рублей.
В месяц доход составит 3 000 * 30 = 90 000 рублей. Чистая ежемесячная прибыль составит 29 000 рублей. Чистая годовая прибыль = 29 000 руб * 12 месяцев = 348 000 рублей.
Инвестиционные затраты на создание проекта составили 484 000 рублей. Это означает, что проект окупится за 1 год и 4 месяца.