Финансовое планирование и бюджетирование в организации

средства компанииЧтобы грамотно и успешно управлять собственным предприятием, необходимо правильно осуществлять финансовое планирование деятельности компании.

В данной статье мы расскажем о его значении, функциях, методах и видах.

 

Что это такое?

Это процесс планирования всех доходов организации и определения направлений трат этих доходов для достижения максимальной эффективности. Чтобы провести планирование, менеджер должен составить финансовый план компании в целом или отдельного подразделения в частности на определённый отчётный период, включив в него точные и предполагаемые доходы и расходы.

Оно является важной частью процесса корпоративного планирования вектора развития организации, поэтому с основами осуществления мероприятий подобного рода должен быть знаком каждый управленец.

Интересный бизнес-тренинг на тему финансового управления предприятием вы можете посмотреть на следующем видео:

Цели и задачи

Главными задачами процесса являются:

  • Обеспечение производства финансами. При проведении планирования менеджер должен определить, сколько средств требуется организации для нормального протекания производственных и иных процессов, и зарезервировать эти средства в бюджете. При решении данной задачи следует особое внимание уделить целевым источникам финансирования, процессам их формирования и правильного использования.
  • Соблюдение интересов инвесторов и акционеров. Одним из результатов работы команды менеджеров, осуществляющих данную процедуру, является бизнес-план – основной документ для всех действующих и потенциальных инвесторов фирмы. Чтобы компания получала большие средства от сторонних источников, в документе должны быть чётко указаны задачи, решаемые организацией, состояние, в котором она окажется через один, два и три года, а также методы, с помощью которых менеджмент собирается решать поставленные задачи.
  • Соблюдение интересов бюджетных фондов, банковских организаций и других кредиторов. Невыполнение обязательств по взятым на себя долгам влечёт применение к организации штрафных санкций, которые могут парализовать работу фирмы и приостановить её развитие. Чтобы снизить платежи в различные бюджетные фонды, менеджеры должны максимально оптимизировать структуру капитала.
  • Выявление резервов и их эффективное использование. Зачастую в ходе мероприятия менеджеры находят неучтённые средства на счетах, которые можно пустить в дело и ускорить развитие компании.
  • Контроль финансового благополучия организации и её платёжеспособности.

Основной целью, преследуемой руководством, является сведение «дебета с кредитом» (компенсация всех расходов доходами). При выявлении превышения суммы доходов над суммой расходов создаётся специальный фонд, куда отчисляется разница. Если же выше расходы, руководство может принять решение о выпуске дополнительных акций, кредитовании в банках, а также о привлечении добровольных взносов от акционеров, инвесторов и населения.

Методы

Чтобы осуществить данное планирование, нужно рассчитать точные значения ряда показателей, определяющих экономическое состояние организации.

Для расчёта значений характеристик развития компании используется пять методов:

  1. Нормативный метод расчёта представляет собой заблаговременное определение норм и технико-экономических нормативов, на основе значений которых впоследствии определяется необходимое для нормального функционирования количество денежных средств и иных ресурсов. К нормам, регулирующим деятельность компании и которые нужны при расчете, относятся ставки по налоговым сборам, отчисления на амортизацию, ставки тарифных взносов, потребность в средствах для проведения текущих операций и т. д.
  2. Расчётно-аналитический метод может применяться в тех случаях, когда деятельность предприятия не регламентируется строгими нормами. При применении данного способа необходимо определить значение каждого показателя, влияющего на развитие фирмы, на момент начала отчётного периода и вычислить индексы отклонения этой величины в течение следующего периода. На основе полученных данных вычисляется примерная величина показателя на конец отчётного периода. Взаимосвязь между различными показателями, анализ развития которых применяет в данном методе, может быть установлена косвенно на основе наблюдений и экспертиз, поэтому зачастую при таком планировании требуются экспертные оценки.
  3. Балансовый метод представляет собой увязку размеров финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении компании, и денежных средств, в которых фирма нуждается для нормальной жизнедеятельности. Метод удобнее всего применять, когда необходимо рассчитать размеры отчислений в фонды потребления и накопления, а также определить способы расходования прибыли.
  4. Сущность способа оптимизации запланированных решений заключается в заблаговременной разработке нескольких вариантов расчёта и последующем выборе использования одного из них в зависимости от складывающихся на рынке условий.
  5. При построении экономико-математической модели можно получить зависимости между показателями финансового благополучия фирмы и факторами, определяющими их значения.

показатели деятельности

Этапы процедуры

Чтобы результат максимально отвечал потребностям и запросам организации, лица, осуществляющие планирование, должны придерживаться строгого алгоритма действий:

  1. В начале работы необходимо определить размер периода, на который будет осуществляться финансовое планирование. Как правило, периоды устанавливаются достаточно короткие: уже через год после проведения работы экономические реалии могут резко измениться, что сделает ее бесполезной.
  2. Затем определяется стратегия финансовой деятельности и тактика, с помощью которой менеджмент организации будет осуществлять свои долгосрочные планы.
  3. Третьим этапом работ является определение ключевых финансовых показателей и конкретизация их значений по каждому отчётному периоду.
  4. После завершения работ силами разработчиков стратегии и сторонними экспертами проводится экспертиза результата на предмет его пригодности, необходимости и отсутствия ошибок.
управление компаниейЕсли вас интересует, как рассчитать балансовую стоимость основных средств, ознакомьтесь с этой статьей.

О том, как найти переменные затраты на единицу продукции, читайте здесь.

Планирование и прогнозирование

Финансовое планирование представляет собой процесс определения будущих источников финансирования деятельности организации и способов расходования полученных в результате производства товаров или оказания услуг средств.

Оно включает в себя много составных частей, основной из которых является прогнозирование.

Осуществляя прогнозирование, менеджмент определяет все возможные действия со средствами, находящимися на балансе компании, и просчитывает последствия, принимая во внимание как внутренние процессы в организации, так и внешние факторы.

Задачи планирования и прогнозирования несколько различаются:

  • После проведения планирования (более глобального и трудоёмкого процесса) должен появиться комплексный финансовый план, учитывающий максимально возможное количество вариантов развития обстановки и содержащий в себе указания, как нужно действовать менеджменту в различных условиях.
  • Задача прогнозирования – определение дополнительных потребностей компании в услугах, материалах или денежных средствах, которые могут возникнуть вследствие наращивания темпов производства или увеличения оборота капитала.

прогноз деятельности

Разновидности процедуры

В условиях постоянно меняющихся условий в экономике менеджмент мелких, средних и крупных компаний стоит перед задачей одновременного создания как долгосрочного плана развития, так и руководства к действию в условиях текущей экономической ситуации.

  • Оперативное планирование – сбор данных о движении денежных средств и занесение полученной информации в календарь платежей. Кроме того, здесь необходимо составлять кассовые планы (отчёты о движении денежных средств через контрольно-кассовые аппараты).
  • Текущее планирование – разработка плана деятельности организации на основе долгосрочной финансовой стратегии и положений документов, регулирующих действия компании в отдельных аспектах финансовых взаимоотношений. Чтобы составить сметы образования и расходования средств, необходимо увязать источники расходов с источниками доходов, а в дальнейшем менеджмент обязан контролировать финансирование важнейших для организации мероприятий и принимать решение о вложении средств в профильные и непрофильные активы.
  • Стратегическое планирование – инструмент, облегчающий принятие менеджментом важнейших управленческих решений. Чтобы осуществить изменения в руководстве компании и обеспечить безболезненное внедрение нововведений (а именно это является основной целью), менеджеры могут выбрать один или несколько видов управленческой деятельности:
    • адаптация к внешним условиям;
    • предвидение ситуации;
    • координация внутренних действий;
    • распределение ресурсов.
Автор статьи:
-
0
+
Отправить комментарий