Как самостоятельно начать гостиничный бизнес с нуля
Анализ состояния туристической отрасли России демонстрирует стабильное и динамичное развитие. С каждым годом прирост внутреннего и внешнего туристического потока стремительно возрастает. Этим объясняется небывалый рост строительства гостиниц. Современная Россия может предложить ассортимент как бюджетных гостиниц и хостелов в самых живописных уголках страны, так и фешенебельных пятизвездочных отелей в самом сердце столицы.
Увеличения коснулись и объема инвестиционных предложений по застройке гостиничных комплексов со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Что характерно, основные предложения направлены на развитие бизнеса в регионах. Проведение в 2014 году Олимпиады сделало Сочи центром культурного отдыха и обусловило долгосрочный интерес к развитию туристской инфраструктуры.
Тенденции развития сферы в РФ
По состоянию на начало 2015 года в России были официально зарегистрированы более 10 тысяч гостиниц. С учетом количества иных объектов для размещения туристов (турбазы, пансионаты, дома отдыха и т. д.) общее количество недвижимости, предназначенной для отдыха и туризма, насчитывает более 15 тысяч.
Несмотря на большое число подобных объектов, эксперты сходятся во мнении, что данный сегмент рынка заполнен лишь на половину. Государство в свою очередь всячески поощряет стремления молодых бизнесменов в развитии данной сферы.
Нормативно-правовая база
Строительство крупной гостиницы предусматривает создание общества с ограниченной ответственностью в качестве формы собственности. Если номерной фонд заведения составляет менее 50 номеров, объект классифицируется как мини-отель или хостел, в таком случае владелец ограничивается оформлением статуса индивидуального предпринимателя.
При регистрации гостиницы нужно зарегистрировать в налоговых структурах описываемый вид деятельности по ОКВЭД:
- гостиница с пунктом питания – 55.11;
- гостиница без пункта питания – 55.12.
Значительно снизить налоговую нагрузку поможет постановка на учет владельца или фирмы-учредителя по упрощенной системе налогообложения.
Интересная информация о том, как открыть успешный отель и как правильно вложить деньги, представлена на видео:
Варианты расположения гостиницы
Важным аспектом системы предоставления услуг гостиничного обслуживания является месторасположение заведения. Удобное расположение прямо пропорционально прибыльности проекта.
Выбор включает в себя 4 этапа:
- Маркетинговая стратегия и целевая аудитория компании. Если бизнес нацелен на обслуживание коммерческих путешественников и гостей среднего класса, передвигающихся на авто, гостиница должна располагаться вдоль магистрали. Если отель планирует принимать туристов из других стран, пребывающих на самолетах, объект должен располагаться в центре города или рядом с крупным торговым центром, транспортной развязкой.
- Региональный анализ, включающий географический рынок. Компания должна удостовериться, что регион имеет устойчивый спрос, который обеспечит стабильную заполняемость заведения.
- Выбор территории в пределах региона. Следует провести анализ демографических и психографических характеристик района, оценить его привлекательность для туризма, провести анализ конкурентов, потенциал развития.
- Выбор конкретного участка. В данном случае владельцы должны направить усилия на поиск потенциальных источников спроса: аэропорты, главные офисные комплексы, объединенная розничная торговля, достопримечательности и т. д.
Подбор подходящего помещения или строительство?
В случае с гостиницей вариант аренды помещения рассматривается крайне редко. Дело в том, что организация отеля требует наличия большой территории, к тому же он будет размещаться в тех местах города, где аренда будет стоить неоправданно дорого. Приобретение помещения или земли под застройку требует наличия внушительного капитала.
Площадь отеля среднего класса должна составлять 300 квадратных метров и более. Некоторые владельцы прибегают к приобретению нескольких квартир и переводу их в статус нежилого фонда.
Как уже говорилось ранее, если компания располагает внушительным капиталом, можно организовать строительство гостиницы с нуля. Из преимуществ – возможность создания помещения подходящего размера с оригинальным дизайном и планировкой. Из недостатков – это долго и дорого, не все предприниматели готовы строиться несколько лет.
Дизайн интерьера, подбор оборудования
Во многом дизайн интерьера определяет уровень гостиницы. Заведение среднего или эконом-класса не предполагает роскоши и изыска в оформлении. Характерные черты такого отеля – простота, практичность, комфорт. Отделка из натурального дерева или мрамора будет неуместной не только по финансовым причинам, но и по концепции.
Каждый номер должен быть оснащен определенным набором мебели и оборудования. Двухместный номер предполагает наличие двухместной кровати (или двух отдельно стоящих односпальных), двух тумб, одежного шкафа, телевизора, стульев. В зависимости от класса отеля санузел (душ, умывальник, унитаз, фурнитура) может располагаться в номере или на этаже.
Для каждого номера должно быть подготовлено несколько комплектов штор – темные и светлые. Уместным акцентом в каждом номере станет декор в виде картин, статуэток на полках, цветов в горшках.
Персонал и график работы
Правильный подбор сотрудников – залог успеха в гостиничной сфере. От качества обслуживания зависит, вернется ли постоялец к вам снова. Для обслуживания гостиницы среднего класса понадобится следующий персонал:
- управляющий – ответственный за организационные и финансовые вопросы;
- администратор – ответственный за размещение клиентов, бронирование номеров, кроме того, в его обязанности входит ведение расчетов с клиентами, решение общих вопросов;
- горничная – уборка и подготовка номеров к поселению, поддержание чистоты холла и других помещений;
- охранник – обеспечение безопасности постояльцев;
- технический работник – ремонт и поддержание в рабочем состоянии мебели и бытовых приборов.
Как правило, отели работают без выходных, бронирование номеров осуществляется круглосуточно, поэтому владельцы таких заведений должны рассматривать вариант посменной работы своего персонала.
Самые интересные варианты франшиз хостелов в России вы найдете в этой статье.
Реклама и продвижение
Для привлечения клиентов необходимо провести следующие мероприятия:
- размещение рекламы в тематических журналах (бизнес-издания, туристические путеводители);
- создание официального сайта в сети интернет;
- размещение баннеров и рекламы на бигбордах возле вокзалов и аэропортов;
- система скидок для постоянных клиентов и различные акции.
Вариант работы по франшизе
Считается, что система контрактных соглашений в туризме обречена на успех. Дело в том, что в ней успешно сочетаются маневренность и гибкость мелкой компании и финансовая и техническая мощь крупного предприятия.
Важным пунктом контрактного соглашения франчайзинга является включение франчайзи в список предприятий с системой резервирования мест. Договор определяет количество номеров, а также перечень дополнительных услуг, которые будут предлагаться.
Первоначальная сумма может быть дополнена периодическими ежемесячными отчислениями франчайзи, размер которых прямо пропорционален объему операций. В среднем, отчисления составляют 2-5% от доходов номерного фонда.
Вариант работы по франшизе привлекателен для дорогостоящих гостиниц бизнес-класса. Франчайзи, в свою очередь, становится частью известного бренда, который не нуждается в рекламе, что непосредственно отразится на прибыли.
Предполагаемая стоимость номеров
Для примерного подсчета затрат и доходов рассмотрим отель на 20 номеров, где:
- одноместных номеров – 9 шт.;
- двухместных номеров – 6 шт.;
- номеров повышенного комфорта (люкс) – 5 шт.
В качестве дополнительных услуг гостиница предлагает своим клиентам бильярд, прачечную, комнату досуга, сауну и джакузи.
В зависимости от сезонности, стоимость суточного проживания в номерах будет меняться:
Сезон повышенного спроса (с мая по октябрь):
- номер на одного человека – 2400 руб./сут.;
- номер на двух человек – 3500 руб./сут.;
- номер повышенного комфорта – 5000 руб./сут.
Сезон низкого спроса:
- номер на одного человека – 1700 руб./сут.;
- номер на двух человек – 3000 руб./сут.;
- номер повышенного комфорта – 4400 руб./сут.
Новогодние и прочие праздники:
- номер на одного человека – 3000 руб./сут.;
- номер на двух человек – 4200 руб./сут.;
- номер повышенного комфорта – 7200 руб./сут.
Стоимость дополнительных услуг:
- пользование бассейном и сауной – 700 руб./ час (для проживающих в гостинице 400 руб./час).
Планируемая заполняемость отеля – 70-75%.
Предполагаемые расходы
Основной капитал составляет 4,5 млн. рублей. Формирование оборотных средств (15,5 млн. рублей) на 50% удовлетворяется за счет собственных средств. Вторая же половина (7 млн. рублей) – посредством долгосрочного кредита сроком на 2 года под 15% годовых.
- К предынвестиционным затратам отнесены исследования рынка, оценка основных конкурентов, технико-экономическое обоснование целесообразности работы в данной сфере – 200 000 руб.
- Капитальные затраты проекта составили 18 000 руб.
- Ремонт помещений, закупка мебели, сантехники, бытовой техники, оборудования для бильярдной, комнаты досуга, сауны, джакузи – 5 321 тыс. рублей.
Итого, затраты для старта работы гостиницы составили 5 539 000 рублей.
Ежемесячные расходы для обеспечения нормального функционирования заведения:
- Аренда помещения под отель в центре города (площадь 1460 кв. м.) – 600 руб. за 1 кв. м. Ежемесячная стоимость аренды – 876 тыс. руб.
- Закупка расходных материалов, моющих средств и т. д. – 20 000 руб./месяц.
- Питание постояльцев (завтрак – доставляется из соседнего ресторана) – 18 000 рублей из расчета 70% загрузки гостиницы.
- Общие административные расходы – 10 000 рублей.
- Оплата коммунальных услуг, интернета – 25 000 рублей.
- Расходы на рекламу, обслуживание сайта гостиницы – 23 000 рублей.
- Фонд оплаты труда (на 15 человек), налог с заработной платы работников – 323 612 рублей.
- Амортизация – 30 542 рублей.
- Выплата за кредит – 112 500 рублей.
Итого: 1 408 112 рублей.
Доходность проекта
Теперь можно прикинуть доходы отеля за несколько первых лет работы. Например, выручка будет составлять в разные периоды:
- 1-й месяц первого года работы – 1 404 тыс. рублей.
- 6-й месяц первого года работы – 1 917 тыс. рублей.
- Совокупная за первый год работы – 18 329 тыс. рублей.
- 1-й квартал второго года работы – 4 519 тыс. рублей.
- 1-й квартал третьего года работы – 5 026 тыс. рублей.
А чистая прибыль:
- 1-й квартал второго года работы – 141,2 тыс. рублей.
- 2-й квартал второго года работы – 1 991 тыс. рублей.
- 3-й квартал второго года работы – 2 506 тыс. рублей.
Срок окупаемости гостиницы составляет 4 года. По всем экономическим показателям ведение такого бизнеса весьма эффективно.