Как открыть собственный коворкинг-центр с нуля?
Фриланс и офисная работа – две противоположных формы организации труда, каждая из которых обладает своими преимуществами и недостатками.
Удачной попыткой объединить независимость свободного найма и упорядоченность работы на частном предприятии стал коворкинг – современная форма организации труда. О том, что собой представляет это социально-экономическое явление, каковы его особенности, и пойдет речь в нашей статье.
Что это такое?
В переводе с английского языка «коворкинг» – это совместная работа. Следует иметь в виду, что это – не коллективный труд нескольких профессионалов, направленный на реализацию конкретного проекта, а совместная работа независимых друг от друга фрилансеров либо даже нескольких команд в пределах одного офиса (его называют коворкинг-центром).
Людей, осуществляющих свою профессиональную деятельность в таких условиях, называют ковокерами.
Целевая аудитория
По большому счету, клиентами таких центров становятся представители разных социально-профессиональных групп. Это могут быть как фрилансеры, так и сотрудники крупных компаний, а также студенты.
По статистике, посетителями подобных офисов чаще всего становятся:
- фрилансеры;
- небольшие начинающие частные компании;
- художники, фотографы и представители других творческих профессий;
- студенты и школьники;
- люди, которые стремятся к собственному развитию;
- частные предприниматели;
- консалтеры;
- писатели и журналисты.
Соответственно, проблемы «где найти клиентов» у организаторов возникать не должно – качественная реклама (в частности, в интернете) и межличностное общение в течение короткого промежутка времени сделают их популярными и востребованными.
Интересный рассказ об организации этой деятельности вы можете посмотреть на следующем видео:
Что необходимо для организации центра?
Если открыть подобный бизнес решает житель небольшого города, рынок которого не перенасыщен услугами данного типа, то проект скорее всего будет успешным и рентабельным.
Для начала стоит подобрать целевую аудиторию – то есть определить, кто именно (в подавляющем большинстве) будет являться основными клиентами данного центра. Для этого начинающим бизнесменам рекомендуется посещать бизнес-форумы и прочие массовые мероприятия профессиональной направленности.
Данная деятельность – это индивидуальное предприятие, которое должно быть официально зарегистрировано. Помимо этого, начинающему предпринимателю необходимо заключить соответствующие договора:
- с интернет-провайдером;
- на аренду помещения;
- с поставщиками коммунальных услуг.
Прежде всего, стоит определиться с местом, где будет располагаться ваша точка. Лучше, если это будет просторное помещение в центральной части города (чтобы до него было удобно добираться). Для старта подойдет офис из расчета на 10-12 человек.
В помещении должны быть высокие потолки, широкие окна, много места для диванов и рабочих столов.
Следует задуматься и о дополнительных атрибутах:
- плазменной панели;
- удобной мебели;
- функциональной мини-кухне;
- холодильнике и прочих «гарантах» комфортного пребывания ковокеров в офисе.
В первые месяцы работы возможно придется предоставлять дополнительные услуги, чтобы привлечь как можно больше клиентов – иначе будет крайне проблематично выжить на данном сегменте рынка.
Лучше, если центр будет работать круглосуточно (или хотя бы с 7 утра до 11 вечера). Для постоянных клиентов необходимо ввести скидки и льготы (например, выделять им самые удобные рабочие места).

О том, как создать франшизу своего бизнеса, читайте здесь.
Оформление помещения
Стандартный коворкинг-центр – это обычный небольшой офис с несколькими оборудованными рабочими местами, оргтехникой, конференц-залом, комнатой отдыха и другими типичными «офисными атрибутами». Основным требованием для успешной работы является доступность высокоскоростного интернет-подключения.
Форма организации труда чем-то напоминает жизнь в огромной коммунальной квартире – так, независимые фрилансеры или даже небольшие компании могут занять здесь рабочее место в случае, если они не желают тратить дополнительные средства на аренду отдельного офиса.
Помещение предполагает возможность временного объединения представителей нескольких крупных компаний для работы над общими проектами: профессионалы, выполняющие совместную работу в одном месте, справятся с поставленными задачами гораздо быстрее, чем это сделают «разрозненные» фрилансеры.
Офис обязательно должен быть оборудован:
- офисной техникой;
- компьютерами с подключенным безлимитным интернетом;
- телефонной связью.
Современные центры нередко предлагают своим работникам мини-кухню со встроенной бытовой техникой, комнату отдыха и конференц-зал для проведения деловых переговоров. Такая организация офисного труда создает комфортные условия для ковокеров.
Преимущества и недостатки
Выделяют следующие плюсы:
- Возможность ежедневного общения с коллегами-профессионалами. Так, работая в домашних условиях в качестве фрилансера, легко со временем утратить необходимые коммуникативные навыки и окончательно превратиться в «социального отшельника».
- Также данная форма организации труда – надежный способ постоянно заводить новые полезные знакомства, обмениваться профессиональными идеями, учиться и развиваться.
- Правильная организация офиса помогает создать благоприятную рабочую и даже творческую атмосферу. В таких условиях специалист может беспрепятственно создавать новые креативные проекты.
Основным минусом такого сотрудничества выступает, как ни странно, человеческий фактор. Никогда нельзя быть уверенным, что «профессиональное соседство» будет комфортным, ведь прием на работу осуществляется все же на основании платежеспособности специалиста, а не его личностных качеств.
Итак, выделим основные преимущества проекта:
- ежедневная плодотворная профессиональная коммуникация с единомышленниками;
- всегда существует возможность быстро подобрать специалистов для реализации совместного проекта;
- разграничение понятий дом-работа (актуально для фрилансеров);
- рабочее место можно арендовать на любой период;
- в подобных офисах всегда царит комфортная рабочая атмосфера;
- под рукой профессионала всегда есть необходимые технические приспособления, а главное – доступ к скоростному интернету;
- затраты на оплату рабочего места значительно ниже, чем при аренде отдельного офиса.
Наряду с достоинствами, следует выделить и недостатки:
- наличие шумового фона – например, работа под одной крышей представителей разных профессиональных сфер, массовые мероприятия и т. д.;
- необходимость делить рабочее пространство с другими людьми (человеческий фактор);
- по сравнению с работой дома, коворкинг «проигрывает» за счет необходимости ряда затрат: арендная плата, транспортные и другие накладные расходы;
- сохранность личного имущества гарантирована далеко не всегда.
Рентабельность
Начиная с 2005 года (первый опыт организации в США), данная форма труда приобрела существенную популярность во всем мире. В нашей стране степень насыщенности рынка центрами для совместной работы еще не так велика, поэтому в данных социально-экономических условиях уже через несколько месяцев с момента открытия офиса предприятие начнет приносить прибыль.
Для того чтобы «удержаться на плаву», владельцу целесообразно расширять спектр предоставляемых услуг – например, нанять специалистов для поиска заказов ковокерам, поставить автоматы для продажи напитков и т. д.