Производство туалетной бумаги как прибыльный бизнес
Бумага все стерпит, и кризис ей ни по чем. Особенно если речь идет о туалетной бумаге. Этот товар массового потребления никогда не пропадет с полок магазинов, а спрос на него будет всегда стабильным. По некоторым оценкам, в России ежегодно используется порядка 250 тыс. тонн этой продукции. В расчете на одного человека это примерно 2 кг в год. Однако этот показатель значительно ниже, чем в других развитых странах. Поэтому эксперты оптимистично полагают, что спрос будет только расти.
Если взглянуть на ассортимент в магазинах, то здесь лидерство удерживают иностранные бренды. Известные производители бумаги – это Германия, Польша, Италия, Франция, Турция. Обычно это бумага высокого качества, а поэтому довольно дорогая. А вот российские предприятия зачастую выпускают товар низкого качества, но по доступной большинству стоимости. При этом доля отечественных производителей гораздо ниже, и в основном это гиганты отрасли, целлюлозно-бумажные комбинаты. Частных маленьких фирм, к сожалению, не так много.
Плюсы и минусы этой сферы
Если вы решили пополнить ряды небольших компаний по изготовлению туалетной бумаги, то это хорошая задумка. Ведь спрос в этом сегменте рынка растет большими темпами, нежели предложение. И тут главное – не опоздать, ведь нишу уже начали пытаться занять крупные игроки.
Так, в начале 2015 года турецкая компания Hayat открыла в Татарстане цех по выпуску бумажной продукции (салфеток, полотенец, бумаги). Инвестиции в проект достигли 150 миллионов долларов. Предприятие рассчитывает выпускать для россиян качественную продукцию, но по приемлемой цене за счет размещения цеха именно в России. Кроме того, на КБК им. С. Титова в Набережных Челнах в начале осени 2015 года была запущена линия по выпуску двухслойной туалетной бумаги. Здесь на итальянском оборудовании также планируется производить высококачественный товар.
Однако, приступая к реализации идеи, не забывайте и о минусах. Сегодня среднестатистический российский потребитель уже стал требовательнее. Продукция низкого качества постепенно уходит в прошлое. Потребители готовы переплачивать за мягкость, аромат, необычный дизайн и удобную упаковку. Спросом пользуется двух- или трехслойная бумага, отличная «опция» – смываемая втулка. Поэтому, если вы решили организовать производство по типу «дешево и сердито», то велик шанс прогореть.
Помещение и оборудование
Для цеха придется подыскать нежилое помещение площадью как минимум 100 квадратных метров. Здесь необходимо будет создать:
- Сам цех по производству.
- Склад для сырья и расходных материалов.
- Склад готовой продукции.
Что касается оборудования, то цена на него будет зависеть от того, полностью автоматизирована производственная линия или речь идет о полуавтомате. В первом случае выложить придется довольно внушительную сумму, не менее двух с половиной миллионов рублей. А вот линия-полуавтомат обойдется примерно в один миллион рублей. Однако помните, обслуживающего персонала для полуавтомата потребуется больше, тогда как в первом случае многие работы выполнит сам станок без человеческого вмешательства.
Как именно выглядит и работает станок-полуавтомат – вы можете посмотреть на видео:
Что же представляет собой линия по выпуску данной продукции:
- Перемоточный станок.
- Отрезной станок.
- Втулочный станок.
- Упаковочный станок.
Часто начинающие бизнесмены задаются вопросом, какое оборудование лучше приобретать – импортное или российское. Еще лет семь назад станкостроение в России представляло собой печальное зрелище.
Однако за последние годы государство инвестировало огромные средства в поддержку станкостроительных предприятий в рамках госпрограмм. Что в итоге? Сегодня существует несколько отечественных предприятий, выпускающих станки для производства туалетной бумаги. Их преимущества:
- Цена ниже, чем у импортного оборудования.
- Ремонтно-техническое обслуживание всегда рядом, тогда как устранение неполадок в работе импортных станков может надолго вывести из строя производственную линию.
- Российские станки выдают продукцию качеством ничуть не хуже зарубежных.
Сырье и его источники
Часто производители экономят на сырье, думая, что это позволит минимизировать издержки и увеличить прибыль. Однако такая «экономия» оборачивается тем, что на выходе получается продукция невысокого качества, которую сбыть оказывается не так-то и просто.
Пожалуй, излишне говорить, что закупку сырья необходимо осуществлять у проверенных поставщиков. При этом, если вы планируете производить рулоны с втулкой, то можно не выпускать втулки самостоятельно, а также закупать на стороне. Впрочем, в долгосрочной перспективе станок по выпуску втулок с лихвой себя окупит, если ваши объемы производства будут на высоком уровне.
Специалисты выделяют два виды сырья:
- Санитарно-гигиеническая бумажная основа. Такое сырье уже готово к тому, чтобы из него производили товар. Продается такая основа в больших рулонах, длина их составляет 1-2 метра, а вес доходит до 600 кг.
- Макулатура. Ее придется переработать и подготовить для использования в своем производстве, так сказать, сделать из нее бумажную основу. Для этого вам понадобится специальный станок. Зато она обойдется дешевле сырья из первой категории. Но при этом учтите расходы на покупку спецоборудования, без него из макулатуры невозможно начать производство.
Выбор, как говорится, за вами.
Технология и этапы производства
Как ни странно, но сама технология производства достаточно простая:
- Бумажная основа устанавливается на специальный барабан.
- Бумага проходит через заготовки-перфорации, если необходимо тиснение.
- Намотка бумаги на втулку или же рулон скручивается без нее.
- На отрезном станке задается размер одного рулона и производится нарезка.
- Упаковка получившихся рулонов бумаги. В качестве нее может быть выбран полиэтилен или бумажная обертка.
Посмотреть список интересных идей для бизнеса с минимальными вложениями вы можете в этой статье.
Расходы на проект
Пожалуй, самую весомую строку в смете займут расходы на оборудование. Затем – затраты на аренду площадей или их покупку. Нельзя сбрасывать со счетов и стоимость сырья. Экономить на его качестве не стоит.
Кроме того, нужно подумать о сотрудниках. Обычно на одну производственную линию требуется четыре человека. Однако, работать круглыми сутками они естественно не будут. Поэтому придется нанимать еще четырех, чтобы работа шла в две смены. По предварительным расчетам, на такой линии можно будет вырабатывать 300 тыс. рулонов бумаги в месяц.
К расходам стоит отнести и закупку этикеток. Иными словами, у вашей продукции должен быть запоминающийся бренд.
Сюда же плюсуем расходы на электроэнергию и доставку готового товара.
Срок окупаемости и прибыльность
Специалисты советуют ориентироваться на выработку в 300 тыс. рулонов в месяц. Это высокий, хороший показатель. Как показывает практика, на него можно выйти уже через 5-6 месяцев работы цеха. С учетом того, что средняя цена на рулон составляет порядка 3,2 руб., доход вашей фирмы будет равен 960 тыс. руб.
Естественно, часть суммы пойдет на текущие расходы, а также на налоги. В среднем, аналитики говорят о том, что чистая прибыль составит порядка 300-400 тыс. руб. Конечно, это условные цифры, ведь кто-то купит оборудование сразу, кто-то возьмет в лизинг. Так же и с производственными площадями (арендные платежи могут быть различными). Поэтому уместно говорить о том, что приведенные расчеты – это что-то вроде «средней температуры по больнице».
Что касается окупаемости, то ее срок составляет где-то от одного года до двух лет.