Виды и примеры источников финансирования предпринимательской деятельности
Любому бизнесу нужно финансирование на той стадии, когда он ещё только начинается и не перешел на самоокупаемость.
Молодым бизнесменам требуется поддержка, а поскольку государство не спешит её оказывать, искать приходится альтернативные варианты, где каждый выбирает на свой вкус.
Внешние варианты
К внешним источникам относят те, которые не связаны с самой фирмой и выделяют деньги со стороны. Их могут привлекать разные вещи – от доли в прибыли до процентов от долга – но суть всегда остается одной и той же: всегда можно найти кого-то, кто профинансирует проект.
Есть два их вида:
- Долговые. Это источники, которые предоставляют деньги под процент и своевременный возврат. Такой способ финансирования считается лучшим, поскольку подразумевает, что отношения между кредитором и заемщиком закончатся, как только будет выплачен весь кредит и проценты по нему. Однако, есть и риск: если у фирмы не будет возможности выплачивать заём, это скажется на её репутации и на общем финансовом состоянии.
- Долевые. Это источники, которые предоставляют деньги под долю в будущей прибыли или под долю в фирме. Отношения с кредитором не закончатся никогда, поскольку после заключения договора он становится собственником части организации заемщика.
К долговым относят:
- Кредит под залог имущества. В этом случае гарантом того, что заём будет выплачен, становится имущество кредитуемого – чаще всего недвижимое, как наиболее стабильное и в цене, и в сохранности.
- Овердрафт. Кредит, при котором сумма долга выплачивается не по частям, а целиком, в конкретно обозначенный срок.
- Облигации. В этом случае компания расплачивается долговыми расписками, ценными долговыми бумагами, которые подразумевают, что долг будет выплачен в срок.
- Лизинг. В этом случае организация получает в пользование какой-то актив авансом, словно бы в аренду, с правом последующего выкупа. Считается наиболее выгодным способом кредитования, поскольку подразумевает получение не просто денег, а определенной полезной в работе вещи.
К долевым относят:
- Привлечение акционерного капитала. В этом случае компания выпускает акции, которые со временем начнут приносить акционерам прибыль. При правильной рекламе и продуманном бизнес-плане на них можно сколотить неплохой капитал.
- Привлечение венчурного капитала. Венчурный капитал похож на игру в русскую рулетку – инвесторы предоставляют молодым компаниям деньги, если они покажутся им интересными. Взамен инвестор получает долю в доходах предприятия.
Все внешние способы получения финансирования связаны с риском. Невыплаты по кредиту, некорректное поведение инвесторов или их отказ от дальнейших инвестиций – все это может подорвать состояние молодой фирмы. Поэтому считается, что лучшим решением является попытка выжить за счет внутренних ресурсов.
Внутренние варианты
К внутренним источникам относят те, которые не требуют привлечения людей со стороны и не отличаются такими большими рисками. Среди них:
- Нераспределенная прибыль. Если у компании уже есть первая прибыль, она может воспользоваться ей, чтобы удовлетворить свои потребности и обеспечить следующую прибыль, которую можно будет использовать на расширение и улучшение предприятия.
- Автоматическое финансирование. В этом случае увеличивается пассивная кредитная задолженность компании, а также распределенная, но ещё не выплаченная заработная плата. Они используются для удовлетворения потребностей предприятия, что значительно повышает его риски – если бизнес не окупится, платить зарплату и выплачивать по кредиту станет нечем.
- Оптимизация капитала. В этом случае финансы появляются благодаря реорганизации бизнеса. Например, компания покупает более совершенные станки, которые в будущем будут работать вдвое быстрее, или урезает расходы на бензин, высвобождая дополнительные средства.
- Избавление от непрофильных активов. Если актив не приносит выгоды – его можно продать и купить что-нибудь, что будет её приносить.
В целом, грамотное использование внутренних активов и стартового капитала – залог любого успешного бизнеса. Но иногда без внешнего финансирования просто не обойтись – на начальных этапах, например, когда деятельность выходит в ноль и пока не приносит прибыли.
Подробнее о всех вариантах привлечения средств вы можете узнать из следующего видео:
О том, где найти инвестора для открытия бизнеса, читайте здесь.
Что нужно для получения инвестиций?
Деньги не берутся из воздуха. Чтобы получить финансирование, нужно привлечь инвестора, а чтобы сделать это, нужно несколько вещей:
- Продуманный бизнес-план, которым инвестор сможет заинтересоваться, и, желательно, человек, который сможет его представить. В нем должны быть указаны:
- Идея и цель, ради которой создается бизнес.
- Его описание – что он будет приносить людям, как он будет выглядеть для потребителя.
- Инвестиционное предложение – что именно требуется от инвестора и что он получит, если дело выгорит.
- Команда – кто собирается работать над проектом и насколько эти люди профессиональны.
- Продукт, рынок и производство – как будет производиться товар или услуга, как он будет продаваться и заинтересованы ли в нем покупатели.
- Активы – что у фирмы есть для того, чтобы заниматься бизнесом? Интеллектуальную собственность в этом пункте тоже нужно упомянуть.
- Бизнес-модель – как все будет работать, как деятельность будет устроена изнутри.
- Экономика проекта – предполагаемое финансирование, стартовый капитал, время, когда по прогнозу ожидается первая прибыль.
- Действия, которые будут предприняты после получения инвестиций – что будет куплено, что улучшено и к чему это приведет.
- Залог. Если привлечь инвестора исключительно на идею не получится – а такое вполне может случиться, если она не будет поистине гениальна (да и в этом случае история знает примеры, когда гений так и не находил финансирование), нужно будет что-то, что можно будет предложить банку в залог по кредиту. Недвижимость или автомобиль прекрасно подойдут.
- Кредитная история. Чтобы получить заём, нужно, чтобы не было просроченных ранее задолженностей.
Кроме того, нужно терпение, чтобы после десятого отказа продолжать попытки, и целеустремленность, чтобы даже после сотого «нет» продолжать верить в своей проект и добиваться его воплощения.