Налоговая тайна: что это такое, какие сведения к ней относятся
Налоговая тайна представляет собой термин в юриспруденции, который начали использовать с 1 января 1999 года. Согласно определению, содержащемуся в законодательстве России, такой тайной будут считаться все известные сведения и информационные данные о лице, считающемся налогоплательщиком, и которые поступают непосредственно в службу налогообложения, а также в правоохранительную систему, следственные органы и таможенную службу. Все вышеуказанные данные должны защищаться специальным режимом строгого ограничения доступа и требовать серьезной секретности.
На степень доступности к данным не должна влиять юридическая статусность лица (физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).
Что к ней относится?
Все налоговые органы имеют широкий доступ практически ко всей информации, касающейся материального и имущественного состояния любого налогоплательщика. Открытие доступа к данной информации может нанести серьезный вред как интересам конкретного гражданина, так и целой организации. Именно поэтому и появилось такое понятие, как тайна налоговой информации.
По данным законодательства к ее содержимому относятся:
- данные, содержащиеся в документах первичного характера всех налогоплательщиков;
- информация обо всех официальных доходах или расходах;
- информационные данные о материальном состоянии лица, являющегося налогоплательщиком;
- задокументированная информация об уплаченных налоговых обязательствах;
- личная информация конкретного налогоплательщика либо же информация коммерческого характера какой-либо организации.
Последние изменения законодательства касательно данного вопроса разобраны на следующем видео:
Кто обязан ее хранить?
Всю информацию, которая подходит под соблюдение налоговой тайны, не должны разглашать лица, получившие вышеуказанные данные в ходе своей профессиональной деятельности.
В число таких лиц входят работники следующих ведомств и организаций:
- налоговая система;
- правоохранительные органы, в том числе следственный комитет и органы внутренней безопасности;
- таможенные организации;
- различные внебюджетные фонды;
- различные сторонние работники и эксперты, привлекаемые для работы в вышеуказанные организации.

Информацию о порядке проведения выездной налоговой проверки вы можете почерпнуть отсюда.
Что не подходит под это понятие?
Все разновидности информационных данных, которые не подходят под вышеуказанное понятие, перечислены в статье 102 Налогового Кодекса РФ. Среди них можно выделить следующие виды данных:
- Общедоступная информация. При рассмотрении граждан как физических лиц данные, охраняющиеся налоговой тайной, совпадают с данными, входящими в Федеральный Закон «О персональных данных» №152. Согласно этому ФЗ, к информации в общем доступе относят:
- фамилию, имя и отчество гражданина Российской Федерации;
- дату и место его рождения;
- номера домашнего, рабочего и сотового телефона;
- информационные данные, касающиеся профессиональной принадлежности и места работы.
Общедоступная информация об индивидуальных предпринимателях и компаниях включает в себя следующие пункты:
- как полное, так и сокращенное наименование;
- форма организационной собственности;
- фактический, а также юридический адрес расположения офиса фирмы;
- общая структура компании;
- доступные данные об управляющем организацией, как о физическом лице (то есть фамилия, имя, отчество и различные контактные данные).
Список вышеперечисленных данных может быть расширен в том случае, если физическое или юридическое лицо дало письменное разрешение на раскрытие какой-либо добавочной информации.
- Сведения об ИНН. ИНН не будет относиться к данным, включенным в тайну, так как он не требует соблюдения строгой секретности. Узнать его можно даже в интернете после введения в определенную форму данных на физ. лицо или название конкретного юр. лица.
- Информация об имеющихся нарушениях, имеющих налоговый характер. Данные о подобных нарушениях той или иной организации можно обнаружить на специальных сайтах в интернете, например в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Кроме самого факта нарушения, там же можно обнаружить конкретные меры, которые были приняты в отношении данного налогоплательщика.
- Информация о результатах проведенной налоговой проверки. Такая информация может быть обнародована лишь в исключительных случаях, например, при проверке лица, баллотирующегося в депутаты. Кроме того, полученные данные могут быть отправлены лишь конкретно в адрес избирательной компании, а не выложены в общем доступе. Получить же информацию о материальном положении обычного гражданина нельзя.
- Разновидность режима налогообложения конкретного налогоплательщика. Не будут относиться к секретным данным и сведения о каком-либо специализированной системе налогообложения.
- Информация, отправляемая органам местного самоуправления. Указанная информация не будет входить в неразглашаемые данные в том случае, если она передается касаемо контрольных плательщиков налоговых сборов.
Ответственность за разглашение
К рассекречиванию налоговой тайны можно отнести применение информации лицом, получившим ее, либо ее последующая передача третьим лицам.
Все данные, которые хранятся в базах налоговых структур, должны иметь особо строгий режим доступа и хранения. Это является необходимой мерой, так как потеря документов, содержащих указанную информацию, либо передача их другим лицам влечет за собой ответственность, мера которой предусмотрена в российском законодательстве.
В статье №102 НК РФ предусматривается два различных вида нарушения конфиденциальности по отношению к секретным сведениям:
- необоснованное разглашение информационных данных лицами, получившими к ним допуск вследствие осуществления своей прямой профессиональной деятельности;
- утеря документации, в которой содержатся подобные сведения.
В прямой зависимости от степени полученного ущерба и конкретной ситуации, существуют три вида ответственности, которую несет лицо или организация, по вине которой произошло разглашение:
- материальная – по статье №1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации (возмещение материального ущерба физическому или же юридическому лицу происходит из средств государственного бюджета);
- административная – на виновное лицо или организацию накладывается административное взыскание в виде денежного штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей;
- уголовная – по статье №183 УК России (данная ответственность предусматривает лишение лица свободы на общий срок от 3 до 5 лет после оценки тяжести нанесенного ущерба).