Как заполнять заявление на возврат НДФЛ в 2023 году?
Налог, уплаченный с доходов физических лиц, можно вернуть при наличии расходов, установленных НК РФ.
Возврат производится территориальным отделением ИФНС по заявлению физического лица.
Подробнее о данной процедуре и пойдет речь в нашей статье.
Кто и за что имеет право на возврат налога?
Возврату подлежит налог, удержанный работодателем по ставке 13% при получении дохода – вознаграждения за исполнение обязанностей в рамках трудового договора. Вернуть сумму, уплаченную в бюджет, могут физические лица, подтвердившие имущественный или социальный расход.
Общие требования для получения льготы:
- Гражданин должен иметь доход, облагаемый НДФЛ, и расход, полученный в том же периоде.
- Возврат средств производится после подачи в ИФНС заявления, подтверждающих право документов и декларации.
- Решение о возврате ИФНС принимает после проведения мероприятия камерального контроля.
Применение льготы осуществляется в форме вычета – снижения налогооблагаемой базы в виде дохода на сумму понесенных расходов. Арифметически механизм возврата налога несложен.
Пример. Работник в 2015 году получил доход в размере 165 000 рублей и уплатил НДФЛ в сумме 21 450 рублей. В том же году он затратил на обучение 54 000 рублей. При обращении в ИФНС в 2016 году производится вычет в сумме расходов и снижение облагаемой базы до 111 000 (165 000 – 54 000) рублей. Сумма налога по обязательствам лица снизилась до 14 430 (111 000 х 13%) рублей. Гражданин имеет право вернуть налог в размере 7020 (21 450 – 14 430) рублей.
Вычет производится при осуществлении затрат имущественного или социального характера:
- Приобретения имущества на правах собственности или с привлечением ипотечного кредитования. Исключение составляют сделки по взаимозависимым лицам.
- Оплаты обучения, полученного лицом или его родственниками.
- Прохождения лечения заявителя или его членов семьи.
- Проведения благотворительности.
- Осуществления отчислений в пенсионный фонд.
В редких случаях гражданин обращается в налоговую инспекцию для получения сумм, излишне удержанных работодателем. Вариант возможен при отсутствии заявки от лица на стандартный вычет по месту трудоустройства.
О том, как правильно написать данное заявление, смотрите на следующем видео:
Какие документы необходимы для этого?
Возврат сумм налога производится при подаче документов, подготовленных в соответствии с требованиями. Подробно об условиях формирования документации можно узнать на официальном сайте ИФНС или непосредственно в территориальном органе на информационных стендах.
Налогоплательщик представляет:
- Заявление на возврат суммы. Документ составляется по форме, указанной территориальным органом.
- Декларацию 3-НДФЛ, укомплектованную страницами, относящимися к вычету.
- Справку 2-НДФЛ, выданную работодателем и подтверждающую полученные доходы. Если мест трудоустройства в указанном периоде несколько, необходимо предоставить справки от всех работодателей.
- Документы, подтверждающие законность требований заявителя.
- Копию паспорта заявителя и других лиц, если возврат сумм производится за родственников. Дополнительно потребуется документально подтвердить родственные отношения.
Заявление составляется на имя начальника органа и от имени лица даже в случае, если документы подает представитель. В нем указываются:
- Личные данные, соответствующие паспорту, и номер контактного телефона. При проведении проверки инспектор может обратиться к заявителю для уточнения данных.
- Предмет обращения («Прошу вернуть…»).
- Номер расчетного счета лица, на который необходимо направить сумму при положительном решении налогового органа.
- Документ подписывается лично с расшифровкой данных и указанием даты составления.
В составе прилагаемых документов в общем порядке представляются:
- Договор, подтверждающий действия. Документ должен быть оформлен на заявителя или его родственника. Если соглашение оформляется с лечебным или образовательным заведением, необходимо предоставить лицензию учреждения, если данные о ней в контракте отсутствуют.
- Платежные документы. Перечисления должны совершаться только от имени заявителя. Принимаются квитанции, чеки и ПКО, иные формы документов.
- Прочие бумаги – акты, справки, рецепты и другие документы, подтверждающие расходы. Перечень форм для разных видов вычета имеет разный состав, и уточнять его необходимо в налоговой инспекции.
Документы (кроме справки о полученных доходах) предоставляются в копиях. Инспектор имеет право запросить предоставление оригиналов для сличения данных.
Вся информация о порядке ведения кассовых операций в РФ представлена в этой статье.
О том, как рассчитать средний заработок за год, читайте здесь.
Порядок составления и подачи
Обращение в ИФНС производится в году, следующем после получения доходов и понесения расходов. Для заявления льготы лицу предоставляется 3 года, по окончании которых наступает срок исковой давности.
Подача заявления и документов, прилагаемых к нему, может производиться:
- Лично самим заявителем. Лицо должно определить Инспекцию, ведущую учет налогоплательщика по месту регистрации.
- Через представителя. Документы может подать любое лицо, имеющее доверенность на представление интересов. Документ должен быть нотариально заверен.
- Путем почтового отправления. Корреспонденция должна содержать опись и уведомление о вручении. Действительность подписи на документах заверяется нотариусом.
- Через электронные каналы связи на официальный сайт ИФНС. Для передачи потребуется создать личный кабинет и приобрести ЭКЛЗ.
Представление документов самим заявителем является наиболее действенным способом. Если лицо не является компетентным в составлении бумаги, деклараций и подборке форм, при сдаче можно исправить визуальные расхождения. В остальных вариантах о наличии ошибочных данных можно узнать после прохождения камеральной проверки.
На проведение мероприятия камерального контроля законодательство предоставляет ИФНС не более 3-х месяцев. Если решение о возврате положительное, сумма перечисляется в течение 1 месяца на счет, указанный в заявлении. Периоды определяются в календарном исчислении.