Что собой представляют и как функционируют некоммерческие организации?
Целью создания некоммерческих организаций (НКО) является ведение деятельности, не направленной на получение прибыли.
Определение НКО и ограниченный перечень видов деятельности приведены в ст. 50 ГК РФ. Выбор вида организационной формы зависит от направления функционирования.
Что это такое, цели создания
Организации ведут деятельность как юридически независимые субъекты. НКО разрешено иметь материальную базу, сформированную из членских взносов, пожертвований и грантов. Имущество, приобретенное за счет поступивших средств, они используют для достижения учредительских целей и покрытия долгов по обязательствам.
Деятельность преследует цели достижения общественных благ:
- Социального характера и благотворительности.
- Поддержки научных проектов.
- Охраны здоровья и реализации спортивных программ.
- Защиты прав отдельных групп граждан.
- Обслуживания религиозных объединений.
- Политических и прочих целей.
Одновременно с обслуживанием социальных программ НКО могут вести коммерческую деятельность, доходы от которой полностью идут на покрытие трат, связанных с реализацией поставленных задач.
Право заниматься предпринимательской деятельностью, направление трат на проекты и их текущее обслуживание должны быть закреплены в Уставе (основном учредительном документе).
Ведение деятельности приобретает законность после государственной регистрации. В зависимости от выбранного вида лицо может быть зарегистрировано:
- В общеустановленном для юридических лиц в РФ порядке в ИФНС.
- В Минюсте с последующей постановкой на учет в ИФНС и внесением данных в реестр.
Организации, привлекающие наемных лиц с оформлением их по трудовым или гражданско-правовым договорам, подлежат регистрации в фондах. Волонтеры, участвующие в программах и не получающие вознаграждения, не подлежат трудоустройству по договорам.
Подробную информацию о данной организационной форме вы можете узнать из следующего видео:
Их виды
Состав учредителей НКО формируется одним или несколькими лицами. В ГК РФ установлено деление организаций на корпоративные и унитарные.
В корпоративных формах учредители объединяются в членство, создают орган управления и используют для текущих расходов членские взносы. Учредители корпораций принимают равноправное участие в деятельности. К корпоративным видам относятся:
- Общественные организации и союзы.
- Потребительские и производственные кооперативы.
- Крестьянские хозяйства.
- Общины и общества, создаваемые по этническому принципу – казачьи общества и объединения малочисленных народов.
- Товарищества собственников жилья и другие.
В унитарных НКО лица, учредившие компанию, не становятся участниками. Ими являются:
- Учреждения и предприятия государственного, муниципального и общественного масштаба.
- Фонды общественного или благотворительного назначения.
- Религиозные организации.
- Правовые объединения.
Особенность регистрации данных о лицах определяет отсутствие имущественных прав – долей, вносимых при организации. Применяется особый порядок регистрации изменений состава учредителей:
- Внесение поправок в документы производится при выходе лиц из числа учредителей.
- Для иного варианта смены состава (прием новых членов) поправки численности оформляются внутренними документами.
В РФ приняты и законодательно подтверждены более 30 видов НКО. Регулирование их деятельности осуществляется согласно положений № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон). Последние изменения в Закон внесены 09.03.2016г.
Плюсы и минусы
Компании, зарегистрированные в данной форме, имеют сложный порядок оформления. Основным минусом регистрации служит документооборот индивидуального порядка для каждого из видов НКО. В отличие от стандартных форм Устава коммерческих предприятий, здесь Устав разрабатывается с учетом основного назначения создания организации. Ответственность за достоверность сведений, указанных при регистрации, несет заявитель.
Каждый из пунктов документа тщательно изучается регистрирующим органом при Минюсте. При выявлении малейшей нестыковки с действующим законодательством в оформлении будет отказано. Дополнительно при проверке выявляются возможные взаимосвязи с государственными органами.
Законодательство предоставило НКО ряд льгот. Организации:
- Имеют право вести учет в упрощенном варианте. Одна из распространенных схем бухучета – формирование данных в виде сметы. Форма учета используется для фирм, не имеющих дохода и использующих для покрытия расходов средства целевого назначения.
- Применяют льготное налогообложение. Целевые взносы или пожертвования не считаются доходом.
Кроме преимуществ финансового характера, они пользуются рядом организационных возможностей:
- Организации имеют право принимать наемных работников по трудовым договорам и выплачивать им заработную плату с отчислениями в бюджет.
- Учредители не несут ответственности по договоренностям и долгам, возникшим в ходе ведения деятельности. В отношении большинства видов таких компаний не применяется процедура банкротства.
Особенности функционирования
НКО имеют различные источники получения средств, расходуемых для уставных целей. Перечень допустимых поступлений указан в ст. 26 Закона. К основным источникам относятся поступления:
- От участников в виде членских или иных взносов. Поступления имеются в организациях, союзах, текущая деятельность которых покрывается за счет вступительных или текущих взносов.
- В виде добровольных пожертвований. Поступления вносятся участниками или сторонними лицами и могут носить целевой или нецелевой характер. Пожертвования вносятся в форме денег, ценных бумаг или имущества. В течение года средства, составляющие 80% денежного взноса, должны быть потрачены на благотворительность, если программа не подразумевает иной порядок.
- Полученные от ведения деятельности или использования собственного имущества. Доход может возникнуть при сдаче в аренду недвижимости, размещении рекламы, проведении платных семинаров, курсов и т. д.
- Проценты, дивиденды от размещенных средств и ценных бумаг.
- Иные поступления в рамках, разрешенных законодательством.
Организации ведут четкий учет доходов и расходов. Поступления и распределения средств производятся на основании сформированной и утвержденной сметы. Документ имеет особенности:
- Формирование и утверждение осуществляется до наступления календарного года по данным предыдущего периода и с учетом целевых программ.
- Состав доходов и расходов формируется по статьям. Порядок детализации устанавливается компанией самостоятельно.
- Расходы группируются в разрезе текущих трат и ведения уставной деятельности. Размер текущих затрат не может превышать 20% от общей величины стоимости целевых программ.
- Если НКО дополнительно ведет коммерческую деятельность, в смету закладываются затраты, необходимые для получения дохода.
В составе текущих расходов могут учитываться траты на оплату командировок, почтовых, бухгалтерских услуг, вознаграждений работникам и налоговые отчисления в бюджет. При использовании в деятельности помещений законными текущими тратами являются платежи за пользование средствами связи, направляемые на оплату аренды и коммунальных услуг.
Планирование размера текущих расходов сметы осуществляется в несколько этапов: определяется допустимый лимит трат с последующим распределением их по статьям. Решение по составу принимает орган управления НКО. Контроль осуществляется ревизионным органом.
Организации могут иметь многоступенчатую систему управления, порядок формирования которой подбирается самостоятельно. В стандартном варианте структура представлена уровнями:
- Высший орган учреждения и управления. Представлен в единоличной форме или коллегиальном составе.
- Исполнительный орган единоличной формы – лицо, избранное на должность директора. В коллегиальных видах НКО применяется коллективный орган управления.
- Орган надзора – комиссия или ревизор, функции и полномочия которого оговорены в Уставе.
Порядок финансового обеспечения при реализации программ и текущей деятельности организации определяется в финансовом плане. Документ разрабатывается для наиболее эффективного обеспечения целевой деятельности, заявленной в Уставе, и утверждается высшим органом управления.
Системы налогообложения
Компании некоммерческого назначения имеют право вести ограниченный учет и представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде. Отчетность подается в составе балансов формы 1 и формы 2, отчета о целевом использовании полученных средств.
В налогообложении они имеют возможности:
- Применять общую систему налогообложения.
- Перейти на упрощенный режим. Переход осуществляется в течение 30 дней с даты внесения данных в реестр или с нового календарного года.
- Не облагать поступления, полученные в виде целевых средств или членских взносов, паевых вкладов, при условии полного расходования сумм на уставные цели.
- Не начислять прибыль или единый налог на суммы, полученные из бюджетов всех уровней для осуществления деятельности и реализации программ.
- Не уплачивать НДС с сумм имущества, полученного на ведение заявленной некоммерческой деятельности.
Предприятия несут обязательства за совершение налоговых нарушений наряду с коммерческими фирмами. НКО обязаны представлять налоговые декларации в ИФНС и фонды по данным деятельности в установленные сроки.
Организации обязаны публиковать отчетность о ведении деятельности на сайте Минюста в объеме, установленном законодательством. Содержание представленных сведений касается реализации программ, состава органа управления, наличия нарушений в ходе деятельности и прочих данных.
Ликвидация
Закрытие НКО не отличается от стандартных процессов ликвидации юридических лиц. Применяют добровольный характер закрытия и процедуру, осуществляемую по решению суда. Принудительная ликвидация по решению судебного органа производится при выявлении нарушений действующего законодательства.
Для проведения самостоятельно инициированной процедуры необходимо:
- Принять решение о закрытии. Право на выражение воли имеет руководящий орган, обозначенный в Уставе – общее собрание членов или иной коллегиальный орган.
- Назначить ликвидационную комиссию для контроля и проведения процедуры. О принятом решении и формировании комиссии с ответственным ликвидатором в обязательном порядке информируются регистрационные органы.
- Опубликовать информацию о предстоящей процедуре в официальном вестнике для получения данных о претензиях кредиторов или иных заинтересованных лиц.
- Сформировать промежуточный ликвидационный баланс, о чем уведомить налоговую инспекцию. Документ с отметкой ИФНС должен быть утвержден комиссией. Составить окончательный ликвидационный баланс.
- Внести изменения в реестр.
- Пройти процедуру ликвидации и получить документы.
Примерный срок, необходимый для закрытия – 3 месяца с даты принятия решения и подачи уведомления. До внесения изменений в реестр орган управления имеет право принять решение об отмене процедуры, о чем уведомляется территориальный налоговый орган.