Что собой представляют и как функционируют некоммерческие организации?

деятельность предприятияЦелью создания некоммерческих организаций (НКО) является ведение деятельности, не направленной на получение прибыли.

Определение НКО и ограниченный перечень видов деятельности приведены в ст. 50 ГК РФ. Выбор вида организационной формы зависит от направления функционирования.

Что это такое, цели создания

общественные объединенияОрганизации ведут деятельность как юридически независимые субъекты. НКО разрешено иметь материальную базу, сформированную из членских взносов, пожертвований и грантов. Имущество, приобретенное за счет поступивших средств, они используют для достижения учредительских целей и покрытия долгов по обязательствам.

Деятельность преследует цели достижения общественных благ:

  • Социального характера и благотворительности.
  • Поддержки научных проектов.
  • Охраны здоровья и реализации спортивных программ.
  • Защиты прав отдельных групп граждан.
  • Обслуживания религиозных объединений.
  • Политических и прочих целей.

Одновременно с обслуживанием социальных программ НКО могут вести коммерческую деятельность, доходы от которой полностью идут на покрытие трат, связанных с реализацией поставленных задач.

Право заниматься предпринимательской деятельностью, направление трат на проекты и их текущее обслуживание должны быть закреплены в Уставе (основном учредительном документе).

Устав содержит данные о наименовании, месте расположения, видах деятельности, порядке создания органа управления и другие основные показатели.

Ведение деятельности приобретает законность после государственной регистрации. В зависимости от выбранного вида лицо может быть зарегистрировано:

  • В общеустановленном для юридических лиц в РФ порядке в ИФНС.
  • В Минюсте с последующей постановкой на учет в ИФНС и внесением данных в реестр.

Организации, привлекающие наемных лиц с оформлением их по трудовым или гражданско-правовым договорам, подлежат регистрации в фондах. Волонтеры, участвующие в программах и не получающие вознаграждения, не подлежат трудоустройству по договорам.

Подробную информацию о данной организационной форме вы можете узнать из следующего видео:

Их виды

Состав учредителей НКО формируется одним или несколькими лицами. В ГК РФ установлено деление организаций на корпоративные и унитарные.

В корпоративных формах учредители объединяются в членство, создают орган управления и используют для текущих расходов членские взносы. Учредители корпораций принимают равноправное участие в деятельности. К корпоративным видам относятся:

  • Общественные организации и союзы.
  • Потребительские и производственные кооперативы.
  • Крестьянские хозяйства.
  • Общины и общества, создаваемые по этническому принципу – казачьи общества и объединения малочисленных народов.
  • Товарищества собственников жилья и другие.

В унитарных НКО лица, учредившие компанию, не становятся участниками. Ими являются:

  • Учреждения и предприятия государственного, муниципального и общественного масштаба.
  • Фонды общественного или благотворительного назначения.
  • Религиозные организации.
  • Правовые объединения.

Особенность регистрации данных о лицах определяет отсутствие имущественных прав – долей, вносимых при организации. Применяется особый порядок регистрации изменений состава учредителей:

  • Внесение поправок в документы производится при выходе лиц из числа учредителей.
  • Для иного варианта смены состава (прием новых членов) поправки численности оформляются внутренними документами.

В РФ приняты и законодательно подтверждены более 30 видов НКО. Регулирование их деятельности осуществляется согласно положений № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон). Последние изменения в Закон внесены 09.03.2016г.
разновидности формы

Плюсы и минусы

Компании, зарегистрированные в данной форме, имеют сложный порядок оформления. Основным минусом регистрации служит документооборот индивидуального порядка для каждого из видов НКО. В отличие от стандартных форм Устава коммерческих предприятий, здесь Устав разрабатывается с учетом основного назначения создания организации. Ответственность за достоверность сведений, указанных при регистрации, несет заявитель.

Каждый из пунктов документа тщательно изучается регистрирующим органом при Минюсте. При выявлении малейшей нестыковки с действующим законодательством в оформлении будет отказано. Дополнительно при проверке выявляются возможные взаимосвязи с государственными органами.

К минусам организационной формы относят необходимость прохождения процедуры в Минюсте и длительность проверки документации (14 дней).

Законодательство предоставило НКО ряд льгот. Организации:

  • Имеют право вести учет в упрощенном варианте. Одна из распространенных схем бухучета – формирование данных в виде сметы. Форма учета используется для фирм, не имеющих дохода и использующих для покрытия расходов средства целевого назначения.
  • Применяют льготное налогообложение. Целевые взносы или пожертвования не считаются доходом.

Кроме преимуществ финансового характера, они пользуются рядом организационных возможностей:

  • Организации имеют право принимать наемных работников по трудовым договорам и выплачивать им заработную плату с отчислениями в бюджет.
  • Учредители не несут ответственности по договоренностям и долгам, возникшим в ходе ведения деятельности. В отношении большинства видов таких компаний не применяется процедура банкротства.

нюансы создания

Особенности функционирования

НКО имеют различные источники получения средств, расходуемых для уставных целей. Перечень допустимых поступлений указан в ст. 26 Закона. К основным источникам относятся поступления:

  • От участников в виде членских или иных взносов. Поступления имеются в организациях, союзах, текущая деятельность которых покрывается за счет вступительных или текущих взносов.
  • В виде добровольных пожертвований. Поступления вносятся участниками или сторонними лицами и могут носить целевой или нецелевой характер. Пожертвования вносятся в форме денег, ценных бумаг или имущества. В течение года средства, составляющие 80% денежного взноса, должны быть потрачены на благотворительность, если программа не подразумевает иной порядок.
  • Полученные от ведения деятельности или использования собственного имущества. Доход может возникнуть при сдаче в аренду недвижимости, размещении рекламы, проведении платных семинаров, курсов и т. д.
  • Проценты, дивиденды от размещенных средств и ценных бумаг.
  • Иные поступления в рамках, разрешенных законодательством.

Организации ведут четкий учет доходов и расходов. Поступления и распределения средств производятся на основании сформированной и утвержденной сметы. Документ имеет особенности:

  • Формирование и утверждение осуществляется до наступления календарного года по данным предыдущего периода и с учетом целевых программ.
  • Состав доходов и расходов формируется по статьям. Порядок детализации устанавливается компанией самостоятельно.
  • Расходы группируются в разрезе текущих трат и ведения уставной деятельности. Размер текущих затрат не может превышать 20% от общей величины стоимости целевых программ.
  • Если НКО дополнительно ведет коммерческую деятельность, в смету закладываются затраты, необходимые для получения дохода.

В составе текущих расходов могут учитываться траты на оплату командировок, почтовых, бухгалтерских услуг, вознаграждений работникам и налоговые отчисления в бюджет. При использовании в деятельности помещений законными текущими тратами являются платежи за пользование средствами связи, направляемые на оплату аренды и коммунальных услуг.

особенности работыПланирование размера текущих расходов сметы осуществляется в несколько этапов: определяется допустимый лимит трат с последующим распределением их по статьям. Решение по составу принимает орган управления НКО. Контроль осуществляется ревизионным органом.

Организации могут иметь многоступенчатую систему управления, порядок формирования которой подбирается самостоятельно. В стандартном варианте структура представлена уровнями:

  • Высший орган учреждения и управления. Представлен в единоличной форме или коллегиальном составе.
  • Исполнительный орган единоличной формы – лицо, избранное на должность директора. В коллегиальных видах НКО применяется коллективный орган управления.
  • Орган надзора – комиссия или ревизор, функции и полномочия которого оговорены в Уставе.

Порядок финансового обеспечения при реализации программ и текущей деятельности организации определяется в финансовом плане. Документ разрабатывается для наиболее эффективного обеспечения целевой деятельности, заявленной в Уставе, и утверждается высшим органом управления.

Системы налогообложения

Компании некоммерческого назначения имеют право вести ограниченный учет и представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде. Отчетность подается в составе балансов формы 1 и формы 2, отчета о целевом использовании полученных средств.

В налогообложении они имеют возможности:

  • Применять общую систему налогообложения.
  • Перейти на упрощенный режим. Переход осуществляется в течение 30 дней с даты внесения данных в реестр или с нового календарного года.
  • Не облагать поступления, полученные в виде целевых средств или членских взносов, паевых вкладов, при условии полного расходования сумм на уставные цели.
  • Не начислять прибыль или единый налог на суммы, полученные из бюджетов всех уровней для осуществления деятельности и реализации программ.
  • Не уплачивать НДС с сумм имущества, полученного на ведение заявленной некоммерческой деятельности.

необходимая отчетностьПредприятия несут обязательства за совершение налоговых нарушений наряду с коммерческими фирмами. НКО обязаны представлять налоговые декларации в ИФНС и фонды по данным деятельности в установленные сроки.

Организации обязаны публиковать отчетность о ведении деятельности на сайте Минюста в объеме, установленном законодательством. Содержание представленных сведений касается реализации программ, состава органа управления, наличия нарушений в ходе деятельности и прочих данных.

Ликвидация

Закрытие НКО не отличается от стандартных процессов ликвидации юридических лиц. Применяют добровольный характер закрытия и процедуру, осуществляемую по решению суда. Принудительная ликвидация по решению судебного органа производится при выявлении нарушений действующего законодательства.

Для проведения самостоятельно инициированной процедуры необходимо:

  • Принять решение о закрытии. Право на выражение воли имеет руководящий орган, обозначенный в Уставе – общее собрание членов или иной коллегиальный орган.
  • Назначить ликвидационную комиссию для контроля и проведения процедуры. О принятом решении и формировании комиссии с ответственным ликвидатором в обязательном порядке информируются регистрационные органы.
  • Опубликовать информацию о предстоящей процедуре в официальном вестнике для получения данных о претензиях кредиторов или иных заинтересованных лиц.
  • Сформировать промежуточный ликвидационный баланс, о чем уведомить налоговую инспекцию. Документ с отметкой ИФНС должен быть утвержден комиссией. Составить окончательный ликвидационный баланс.
  • Внести изменения в реестр.
  • Пройти процедуру ликвидации и получить документы.

Примерный срок, необходимый для закрытия – 3 месяца с даты принятия решения и подачи уведомления. До внесения изменений в реестр орган управления имеет право принять решение об отмене процедуры, о чем уведомляется территориальный налоговый орган.

Автор статьи:
-
2
+
Отправить комментарий