Как происходит смена генерального директора в ООО?
На любом предприятии может сложиться ситуация, связанная со сменой руководящего состава — в том числе генерального директора.
Она может быть произведена как по инициативе самого руководителя, так и по решению учредителей.
Возможные причины
Смена может произойти по ряду причин:
- Когда необходимо ликвидировать компанию — этот метод используется в качестве альтернативного. Этим вариантом пользуются множество организаций — так как это не только самый быстрый способ закрытия (весь процесс занимает всего 14 дней), но и недорогой.
- Выход генерального директора из ООО. Выход его из состава учредителей также принимается протоколом.
- Увольнение в связи с неоднократными нарушениями трудовой дисциплины или иными обстоятельствами, при которых работодатель может расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе. Так же, как и другие работники, директор может быть уволен в результате нарушения им трудовой дисциплины, а также по другим основаниям, указанным в статье 81 ТК РФ.
- Окончание срока действия полномочий – если данный срок истёк и общее собрание участников ООО не продлило его по каким-либо причинам.
- Собственное желание сотрудника, работающего на данной должности. Он, равно как и другие служащие, может уволиться по собственной инициативе, уведомив участников общества в установленные сроки.
Кадровые и прочие документы
При проведении данной процедуры потребуются следующие документы (вне зависимости от причин, по которым производится смена):
- нотариально заверенное заявление (форма Р14001);
- решение или протокол участников ООО о смене;
- приказ об увольнении действующего директора;
- заявление о смене;
- ксерокопии ИНН и ОГРН, а также паспорта увольняющегося директора и лица, которое займет его должность;
- выписка из ЕГРЮЛ.
Порядок заполнения формы Р14001
Необходимо уделить пристальное внимание тому, чтобы форма была заполнена правильно — ведь при малейших ошибках сотрудники налоговой могут вернуть её заявителю, и процесс может затянуться.
Важно учесть, что если руководитель не писал заявление об увольнении по собственной инициативе, а был освобождён с занимаемой должности по решению общего собрания участников, то он имеет полное право требовать компенсацию не ниже 3-х среднемесячных заработков (ст. 279 ТК РФ).
Нет необходимости заполнять все страницы формы — заполнить нужно только титульный лист, лист К и Р – они и подлежат сдаче в контролирующий орган.
Титульный лист
На данной странице необходимо указать ИНН и ОГРН организации, а также полное наименование юридического лица.
Важно не забывать делать пробелы (оставлять пустые клетки) между словами — даже если следующее слово начинается с новой строки. Если слово достаточно длинное и не помещается в одну строку, то при переносе никаких знаков ставить не нужно (в противном случае компьютер воспримет это как дефис).
В графе «Заявление предоставлено» необходимо указать вариант под цифрой 1 (в связи с изменением сведений).
Лист К (стр. 1)
На этой странице заполняются данные о действующем директоре, который покидает свой пост:
- В причинах внесения сведений нужно указать цифру 2 («прекращение полномочий»).
- В разделе 2 – ФИО и ИНН лица.
Иных сведений указывать не нужно.
Лист К (стр. 1 и 2)
Эти листы заполняются с указанием данных нового генерального директора, который только заступает на должность:
- В разделе №1 необходимо указать цифру 1 (о возложении полномочий).
- Раздел №2 не заполняется.
- Раздел №3 заполняется полностью – в нем указываются: ФИО, ИНН, дата и место рождения, должность, паспортные данные, адрес, контактные телефоны.
Лист Р (с 1 по 4 стр.)
Заполняется заявителем — обычно новым директором. Но этот момент лучше уточнить непосредственно в самой налоговой, так как требования могут различаться. Ранее допускалось заполнение только действующим директором, в более поздней редакции рекомендуется, напротив, новым руководителем. В настоящий момент нет чёткой формулировки, кем оно должно заполняться.
- В разделе №1 необходимо указать «01».
- Раздел №2 и №3 не заполняются.
- В разделе №4 указываются данные нового руководителя.
- В разделе №5 заявитель указывает свои ФИО, наиболее удобный способ получения документов и подпись. Остальные данные на странице заполняет нотариус или лицо, которое уполномочено совершать нотариальные действия.
После заполнения всех необходимых полей страницы формы нумеруются, и она передаётся нотариусу, который и заверит этот документ.
Заполнить его можно как в электронном виде, так и вручную. Но на последней странице подпись должна ставиться только рукой заявителя — она обязательно должна быть оригинальной (факсимильная подпись не допускается).
Всю информацию о заполнении данной бумаги вы можете узнать из следующего видео:
Подача документов и регистрация смены
После того как форма Р14001 заполнена и заверена, её необходимо сдать в инспекцию Федеральной налоговой службы района, в котором зарегистрировано юридическое лицо. Все необходимые документы сдаёт заявитель.
При сдаче уполномоченный сотрудник налоговой выдаёт расписку, которая содержит:
- Наименование организации.
- Список документов, которые были переданы в налоговый орган.
- Дата, когда можно будет получить готовую документацию.
Сроки
Большое внимание при проведении данной процедуры необходимо уделить срокам:
- С момента принятия решения о смене руководителя до подачи документов в налоговый орган должно пройти не более 3 рабочих дней. В противном случае на имя юридического лица может быть вынесено предупреждение либо штраф до 5 тыс. рублей.
- После сдачи документации в ФНС (при условии, что всё заполнено верно) её можно получить через 6 рабочих дней. Для получения необходимо предъявить расписку. Если представитель юридического лица в установленный срок не явится для получения документов, они будут направлены по почте.
Стоимость
Многие компании прибегают к услугам сторонних организаций, которые заполняют и подготавливают формы, а также самостоятельно (на основании выписанной доверенности) сдают их в налоговый орган — в этом случае стоимость может варьироваться от 4 до 8 тыс. рублей.
Если же заниматься данной процедурой самостоятельно, это будет гораздо дешевле. В таком случае затраты будут включать в себя только услуги нотариуса – 1,5-2 тыс. рублей.
Получение документов и дальнейшие действия
После того как готовые документы получены, необходимо уведомить банк о том, что у юридического лица сменился генеральный директор. Для этого необходимо предоставить следующие документы:
- Свидетельство о внесении изменений.
- Выписка из ЕГРЮЛ.
- Решение или протокол собрания о назначении нового руководителя.
- Приказ о назначении на должность нового директора.
Когда банк получит всю необходимую документацию, будет сгенерирован новый ключ, при помощи которого новый руководитель сможет управлять счётом организации.