Что собой представляют доходные вложения в материальные ценности?
Нередко физические и юридические лица сталкиваются с данным понятием, однако с его определением знакомы далеко не все.
Предпринимателям особо важно ознакомиться с информацией об отражении этих вложений в бухгалтерском учете, что позволит избежать проблем с налоговыми органами.
Что это такое?
Доходными вложениями в материальные ценности являются инвестиции предприятия в оборудование, недвижимость, имущество и прочие ценности, которые выражены в материально-вещественной форме и предоставляются во временное пользование сторонним организациям с целью извлечения экономической выгоды (проще говоря, это вложения в активы, которые приобретаются для последующей сдачи в аренду или лизинг).
Прибылью компании является увеличение выгод экономического характера вследствие поступления денежных средств, а также погашение долговых обязательств, приведшее к увеличению объема капитала.
В данном случае доходами предприятия не будут признаны следующие поступления от физических лиц и организаций:
- пошлины за экспорт, суммы налога на добавленную стоимость и другие платежи, производимые в обязательном порядке;
- по агентским и другим аналогичным договорам;
- предварительная оплата товаров, услуг и работ;
- залоговое имущество, если предусмотрена его последующая передача залогодержателю;
- средства, направленные на погашение задолженностей.
Поступления компании классифицируются в зависимости от условий получения и особенностей:
- доходы от стандартных видов деятельности;
- операционные;
- внереализационные.
Доходы, которые имеют отличия от прибыли от стандартных видов деятельности, признаются прочими поступлениями.

Как составить уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности – смотрите здесь.
Особенности ведения бухгалтерского учета
Согласно главе 34 ГК РФ, рассматриваемым видом вложений признаются основные средства, которые предоставляются организацией в аренду с целью получения прибыли на протяжении определенного времени.
В соответствии с законодательством, они должны отражаться в бухгалтерском учете и отчетности.
Отражение
Необходимо рассмотреть Инструкцию по применению плана счетов, чтобы определить, в каком из них указываются доходные вложения предприятия. Для этого предназначен одноименный счет 03, где они учитываются по первоначальной стоимости, формируемой согласно требованиям, используемым в процессе учета всех основных средств (п. 8 ПБУ 6/01).
Начисление амортизации рассматриваемых объектов производится в общем порядке, который установлен для основных средств (раздел III ПБУ 6/01). Амортизация отображается на одноименном счете 02.
Согласно приказу Минфина России, для рассматриваемого вида вложений, которые являют собой предмет сделки лизинга, устанавливаются отдельные правила учета.
Доходные вложения организации отражаются в бухгалтерском балансе по балансовой стоимости. Их заносят в состав внеоборотных активов в одноименной строке 1160. Стоит отметить, что информация о них должна быть раскрыта в полной мере в разделе пояснений о финансовых результатах.
Списание
Вложения, которые осуществляет предприятие с целью получения прибыли, подлежат списанию с баланса в случаях, установленных для всех категорий основных средств. Необходимость в данной процедуре возникает при выбытии имущества из собственности компании. Также списание имеет место в случае утраты материальными ценностями возможности приносить фирме выгоду экономического характера, независимо от причин.
Полученные доходы и затраты от списания ОС с бухгалтерского учета также подлежат зачислению. Для этого используется счет прибылей и убытков. Они указываются в качестве прочих доходов и расходов согласно п. 31 ПБУ 6/01.
В его кредите указывается размер накопленной амортизации, а в дебете – стоимость списанного имущества. После того, как процедура выбытия будет окончена, остаточную стоимость требуется списать со счета 03. Затем она переносится на счет 91, в котором отражаются прочие доходы и расходы.
Предпринимателям и бухгалтерам стоит учитывать, что конкретный метод учета выбытия ОС должен быть установлен в учетной политике компании в разделе целей бухгалтерского учета в соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008. Предусмотрев указание подходящего способа, можно существенно упростить процедуру ведения бухучета. Данной процедурой должен заниматься опытный специалист, который способен выполнить ее на профессиональном уровне и знаком с нововведениями в законодательстве.
Примеры проводок
Чтобы ознакомиться с темой более подробно, стоит рассмотреть конкретный пример.
Предприятие приобретает автомобиль с целью его предоставления в аренду. Его стоимость составила 1 500 000 рублей, НДС – 270 000. Транспортное средство было приобретено через посредника, стоимость услуг которого 20 000 рублей, НДС – 9 600. Сотрудник организации был направлен в командировку для осуществления сделки купли/продажи и последующей доставки авто. Затраты составили 3 000 рублей, НДС – 540 рублей.
Бухгалтер должен отразить операции, направленные на приобретение объекта, следующими записями:
Дебет | Кредит | Сумма, рублей | Указание |
---|---|---|---|
19 | 60 | 270 000 | НДС на автомобиль |
08-4 | 60 | 1 230 000 (1 500 000 – 270 000) | затраты, направленные на приобретение авто |
16 | 60 | 9 600 | НДС за посреднические услуги |
08-4 | 60 | 10 400 (20 000 – 9 600) | расходы, связанные с покупкой транспортного средства |
19 | 71 | 540 | НДС по затратам, направленным на командировку сотрудника с целью приобретения автомобиля |
08-4 | 71 | 2 460 (3 000 – 540) | расходы на командировку |
68 | 19 | 280 140 (270 000 + 9 600 + 540) | принят к вычету НДС по затратам на покупку авто |
03 | 08-4 | 1 242 860 (1 230 000 + 10 400 + 2460) | стоимость автомобиля |
Данный пример позволяет понять, как производится процедура бухучета на примере ситуации приобретения компанией автомобиля, что встречается достаточно часто.
Вывод
С доходными вложениями в материальные ценности сталкивается практически каждая организация. По этой причине стоит предусмотреть наличие установки норм ведения бухгалтерского учета и отчетности в учетной политике.
Кроме того, на предприятии должен быть опытный бухгалтер, который способен отразить и списать основные средства в соответствии с законодательством, не допуская ошибок.