Как делать исправления ошибок в трудовой книжке: порядок действий и образец

документация придеприятияТрудовая книжка – важный документ любого трудоспособного гражданина, определяющий его будущие пенсионные права. Поэтому все записи должны быть занесены правильно и быть достоверными. Несмотря на то, что уже давно ходят слухи об их отмене, сейчас без трудовой сложно устроиться на работу или получить заслуженную пенсию. А что же делать, если какая-то важная информация была записана неверно? Есть ли возможность исправить ошибку без последствий, и кто обязан этим заниматься?

Для того чтобы исправить в этом документе неверную информацию, необязательно создавать дубликат. Его выписывают только при утере книжки или когда внести в нее нужно очень много изменений. Правки в документ могут вноситься, если изменились данные работника о его образовании, ФИО или просто кадровым работником была допущена ошибочная запись при заполнении. Главное, чтобы внесение исправлений было сделано в соответствии с законодательством, иначе такая трудовая может быть признана недействительной работниками Пенсионного фонда.

На какие правовые акты следует опираться

нормы законаВсе, что касается заполнения и ведения трудовых, регулирует Инструкция по заполнению трудовых книжек от 10 октября 2003 г. № 69 и Правила ведения и хранения трудовых книжек от 16 апреля 2003 г. № 225.

Кроме этого, регламентирует это процесс и Трудовой кодекс РФ.

 

В каких же случаях это необходимо делать

Вся информация в документе должна быть достоверной, поэтому при выявлении неправильной записи данные необходимо срочно исправить. Помимо этого, изменения вносятся:

  • при изменениях фамилии сотрудника;
  • получении им дополнительного образования;
  • при получении новой профессии.

Следует различать исправление данных и их изменение. Если запись, сделанная раньше, не имеет ошибок, то при получении новой информации она просто меняется. Исправляются только неверные записи, сделанные по ошибке. Часто неверно записываются сложные фамилии, неправильно указываются даты или сведения о работодателе.

Кто должен этим заниматься

Все записи в трудовую вносит исключительно кадровый работник. Также именно он совершает все исправления. При этом он обязан предоставить оригиналы всех необходимых документов. В редких случаях закон разрешает использовать нотариально заверенные копии. Все первоначальные записи делаются в течение недели после приказа о приеме на работу.

Трудовая книжка должна храниться у кадровика и выдаваться на руки сотруднику только в случае его увольнения или выхода на пенсию.

Чаще всего все изменения в документе делаются у того работодателя, который их и внес. В ситуации, когда организация прекратила свое существование, исправить данные может новый работодатель. В редких случаях решение об этом принимается в судебном порядке.

документооборот в фирмеПодробная информация о том, как восстановить потерянную трудовую книжку, приведена здесь.

Если вас интересует, как заполнить дубликат трудовой книжки, прочтите эту статью.

Порядок исправлений с примерами

Законодательством разрешено вносить изменения в трудовую на основании предоставленных сотрудником документов. Чаще всего это свидетельство о браке, копии приказов о приеме на работу, паспорт, диплом о получении образования и т. д. Без этих документов делать какие-либо записи запрещено.

Фамилия, имя, отчество, дата рождения

изменение фамилииЧаще всего это требуется, если сотрудница выходит замуж и меняет фамилию. Иногда внесение изменения фамилии требуется и мужчинам, которые берут фамилии жен. В любом случае, сделать это можно в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек. Для этого кадровик обязан зачеркнуть старую запись одной чертой, а рядом (там, где есть свободное место) вносится новая информация. При этом внутри на обложке обязательно должна быть сделана запись с ссылками на те документы, на основании которых были произведены эти изменения.

Например, если меняется фамилия, то документом, на который опирается специалист, должно быть свидетельство о браке. Кроме этого, необходимо также указать данные нового паспорта работника. Неправильным считается указание только одного из этих документов.

Записи об образовании, специальности

изменение образованияОбразование и профессия работника также могут меняться. В этом случае, согласно пункту 2.4 Инструкции новые данные обязательно должны быть внесены в трудовую. При этом важно знать, что старую запись зачеркивать ни в коем случае нельзя. Все новые сведения дописываются через запятую.

Если сотрудник заканчивает институт, получая диплом о высшем образовании и определенной профессии, в строку «Образование» вносится запись о высшем образовании, а в строке «Профессия» обязательно следует написать полученную сотрудником профессию.

Например, строитель Федоров В. К., работавший в организации строителем и имевший среднее специальное образование, приносит работодателю диплом о высшем образовании. Кадровик обязан дописать в трудовой информацию о его высшем профессиональном образовании, а в графе «Профессия» указать новую специальность – инженер. Все эти данные записываются на основании диплома, но делать ссылки на этот документ не обязательно. Законодательство оставляет это на рассмотрение кадровых работников.

Записи о работе

изменения в работеЧаще всего такие записи исправляются, если были записаны неверно. При этом не обязательно обращаться к старому работодателю. Это может сделать и новый работодатель. Единственное, для этого понадобятся документы со старого места работы сотрудника, например, копии приказов о приеме на работу, увольнении и т. д. Бывший работодатель обязан предоставить все необходимые справки и приказы.

Следует знать, что в этом случае неправильные записи нельзя зачеркивать. Сделать необходимо следующее: в первой графе кадровый работник вписывает порядковый номер, во второй необходимо указать дату внесения неправильных данных, а в третьей внести специальную запись. Чаще всего пишут, что запись за №… недействительна. В четвертой графе специалист обязан указать данные того приказа, на основании которого эта неверная запись была внесена.

Титульный лист

изменение титульного листаТак как всю информацию в трудовую заносят люди, ошибки случаются довольно часто. Часто ошибочные записи встречаются и на титульных листах. Что же необходимо делать в таком случае? Интересно, что в нормативных актах прямого ответа на этот вопрос нет. В связи с этим, вся эта информация редко исправляется. Бланк, на котором была сделана запись, скорее всего должен быть уничтожен.

Эту процедуру проводит специалист, допустивший внесение ошибочных данных. При этом составляется специальный акт, к которому обязательно следует приложить номер уничтоженного документа (он вырезается непосредственно перед этой процедурой). Если же все-таки принято решение внести изменения, то специалисты советуют делать это так же, как и при исправлении личных данных о ФИО или образовании.

Смена названия организации

Это происходит не часто, но столкнувшись с такой ситуацией, многие кадровые работники не знают, как правильно сделать подобные изменения. На самом деле все очень просто – такая запись вносится тем же способом, что и личные данные сотрудника.

Сделать это необходимо, иначе у работника в дальнейшем могут возникнуть различные сложности.

Более подробно о процедуре изменений вы можете узнать из следующего видео:

Особенности исправления

Иногда даже у опытных кадровых работников возникают различные вопросы о внесении исправлений в книжку. Часто бывают ситуации, когда ошибочные записи внесены несколько лет назад. С этими неясностями необходимо разобраться.

Что делать, если с момента неправильной записи прошло много времени? Никаких особенностей при изменении данных в этом случае законодательство не предусматривает. Все делается в обычном порядке.

Существует только одно отличие – во второй графе записывается дата внесения исправления (чтобы не нарушить хронологию).

особенности процедурыНеправильная запись была обнаружена уже после того, как сотрудник уволился. В этом случае у работника возникает масса проблем, ведь все данные этой организации уже закрыты печатью и подписями. Для того чтобы внести новые записи, необходимо заново открывать блок, то есть на новой странице снова написать все данные организации и уже тогда писать правильные данные. Блок закрывается как обычно – с помощью печати, подписей кадровика и сотрудника.

Могут ли вноситься в трудовую изменения на основе показаний свидетелей? Закон разрешает это только в случаях, когда записи исправляются в связи с судебным решением. Также свидетели учитываются, если книжка была потеряна или уничтожена в случае чрезвычайных обстоятельств. Например, работодатель утратил документы сотрудников во время стихийного бедствия и т. д.

Если штамп организации поставлен в трудовой в перевернутом виде, это считается исключительно халатным отношением сотрудника к своей работе. Поэтому никакие дополнительные штампы ставить не обязательно.

Самые частые ошибки

Кадровые работники часто допускают неточности при заполнении этого документа. Особенно часто такая ситуация встречается в небольших организациях, где нет специально обученного человека, а все записи делает непосредственно сам работодатель. Конечно, такие ошибки возможны даже у опытного сотрудника, поэтому закон допускает внесение в документ различных изменений.

Ошибки возможны:

  • в личных данных сотрудника;
  • данных об образовании;
  • датах о приеме на работу или увольнении работника;
  • о его переводе на другую должность, в другой отдел и т. д.

популярные ошибки

Правила внесения данных в документ

Чтобы избежать случайных ошибок при заполнении, важно знать определенные правила. Иначе придется исправлять информацию, что несет за собой массу проблем.

  • Все данные записываются исключительно на государственном языке. Записи на других языках законодательство запрещает.
  • Важно не забывать, что в трудовой не должно быть каких-либо сокращений.
  • Все изменения вносятся исключительно на основе документов или решения суда.
  • Вышеперечисленные документы должны находиться у кадровика и в оригинале, и в виде копий.
  • Даты в книжке записываются только арабскими цифрами.
  • Что касается цвета чернил, то ни в коем случае нельзя писать цветными ручками. Допускаются только черные, синие или фиолетовые цвета.
  • Все записи заверяются с помощью печати организации и подписи сотрудника кадрового отдела.
Автор статьи:
-
0
+
Отправить комментарий

Комментарии посетителей
Екатерина Ответить

При смене фамилии кадровик допустила помарку при написании новой фамилии. Можно и нужно ли это как то исправлять ?
(Не первое место работы, уже содержат записи)