Как рассчитать коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности?

деятельность фирмыЕсли организация продала товары или оказала услуги, а оплату еще не получила или получила не в полном объеме, речь идет о возникновении дебиторской задолженности, которая может быть краткосрочной или долгосрочной.

На ее величину оказывают влияние многие факторы, например: вид деятельности предприятия, уровень конкуренции на рынке, принятая в организации система расчетов с контрагентами и др.

Что это такое?

Скорость погашения задолженности (оборачиваемость дебиторской задолженности) является одним из ключевых показателей для успешной и стабильной работы компании.

Она отражает кредитную политику организации и эффективность работы с заказчиками и покупателями по взысканию долгов.

Различают три типа кредитной политики:

  • Консервативный тип, направлен на минимизацию рисков. В этом случае во взаимоотношениях с клиентами, как правило, предусмотрена предоплата. При такой политике предприятие не стремится к расширению доли на рынке, существует риск потери клиентов.
  • Умеренный тип. Он подразумевает отсрочку платежей. Такую политику выбирают большинство фирм, находящихся в стадии развития.
  • Агрессивный тип. Характеризуется увеличением объемов продаж товаров или оказания услуг в кредит. Применяют организации, стремящиеся захватить большой сегмент рынка. Возможный риск – дефицит оборотного капитала.

Коэффициент отображает финансовую устойчивость и ликвидность предприятия. Низкий коэффициент говорит о высокой потребности компании в оборотном капитале, который необходим для расширения рынка сбыта. Особое значение ему уделяется в период высокой инфляции.

Информация о том, как управлять данным показателем, представлена на следующем видео:

Где применяют этот показатель

определение понятияЭтот показатель определяет эффективность взаимодействия организации со своими клиентами и показывает возможные пути увеличения рентабельности предприятия. Ускорить оборачиваемость дебиторской задолженности можно двумя способами: увеличением объема продаж и снижением дебиторской задолженности.

Коэффициент используют в своей работе: генеральный директор, финансовый менеджмент, руководитель отдела продаж, а также специалисты экономической и юридической служб.

Формулы и примеры расчета

процесс подсчетаКоэффициент (Одз) рассчитывается как отношение выручки (В) предприятия к среднему остатку дебиторской задолженности (СрДЗ) за определенный период: Одз = В/СрДЗ.

Как правило, за период берут календарный год. Расчет среднего остатка задолженности производят следующим образом – складывают сумму долга на начало и конец периода и делят на 2: СрДЗ = (ДЗнп + ДЗкп)/2.

Например, годовая выручка организации в 2015 году составила 235 млн. руб. Сумма дебиторской задолженности в начале года составляла 180 млн. руб., на конец года – 120 млн. руб.:

  • Одз = 235 млн. руб./((180 млн. руб. + 120 млн. руб.)/2) = 235 млн. руб. /150 млн. руб. = 1,57

Для того чтобы определить, в течение какого количества дней задолженность остается неоплаченной, используют формулу расчета коэффициента в днях: Одз(дн) = Пдн / Одз, где Пдн – количестве дней в периоде.

В нашем примере дебиторская задолженность предприятия оборачивается за 232 дня (365 дн. / 1,57 = 232,48 дн.). Эти два показателя математически связаны и находятся в обратной зависимости друг от друга. При увеличении одного снижается значение другого.

расчеты предприятияЕсли вас интересует, как рассчитать чистую прибыль предприятия, прочтите эту статью.

О том, как правильно рассчитать рентабельность предприятия, читайте тут.

Нормальное значение

Четких границ по данному показателю не существует. Более того, не всегда низкий коэффициент оборачиваемости говорит о неэффективной деятельности компании. Например, если показатель уменьшился, это может указывать как на увеличение числа неплатежеспособных контрагентов, так и на изменение политики фирмы в части расчетов с клиентами.

Предоставление покупателям или заказчикам отсрочки платежей может являться значительным конкурентным преимуществом, которое в свою очередь увеличит лояльность клиентов и приведет к расширению сферы влияния на рынке.

анализ деятельностиОчень важно изучать этот показатель в динамике. Если коэффициент увеличился по сравнению с предыдущими периодами, это говорит о положительной тенденции и улучшении финансовой устойчивости организации, при снижении показателя речь идет о негативной динамике. Причиной этому могут быть возможные финансовые трудности клиентов, снижение объемов продаж или отсутствие эффективной работы по взысканию долгов, когда снижается платежная дисциплина контрагентов.

В любом случае, оборачиваемость дебиторской задолженности необходимо рассматривать в совокупности с остальными финансовыми показателями, а также принимать во внимание отраслевые особенности и специфику деятельности предприятия. Для полноценного анализа рассчитываются коэффициенты в среднем по отрасли и по организациям, занимающим лидирующие позиции на рынке.

Автор статьи:
-
0
+
Отправить комментарий