Как рассчитать коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности?
Если организация продала товары или оказала услуги, а оплату еще не получила или получила не в полном объеме, речь идет о возникновении дебиторской задолженности, которая может быть краткосрочной или долгосрочной.
На ее величину оказывают влияние многие факторы, например: вид деятельности предприятия, уровень конкуренции на рынке, принятая в организации система расчетов с контрагентами и др.
Что это такое?
Скорость погашения задолженности (оборачиваемость дебиторской задолженности) является одним из ключевых показателей для успешной и стабильной работы компании.
Она отражает кредитную политику организации и эффективность работы с заказчиками и покупателями по взысканию долгов.
Различают три типа кредитной политики:
- Консервативный тип, направлен на минимизацию рисков. В этом случае во взаимоотношениях с клиентами, как правило, предусмотрена предоплата. При такой политике предприятие не стремится к расширению доли на рынке, существует риск потери клиентов.
- Умеренный тип. Он подразумевает отсрочку платежей. Такую политику выбирают большинство фирм, находящихся в стадии развития.
- Агрессивный тип. Характеризуется увеличением объемов продаж товаров или оказания услуг в кредит. Применяют организации, стремящиеся захватить большой сегмент рынка. Возможный риск – дефицит оборотного капитала.
Коэффициент отображает финансовую устойчивость и ликвидность предприятия. Низкий коэффициент говорит о высокой потребности компании в оборотном капитале, который необходим для расширения рынка сбыта. Особое значение ему уделяется в период высокой инфляции.
Информация о том, как управлять данным показателем, представлена на следующем видео:
Где применяют этот показатель
Этот показатель определяет эффективность взаимодействия организации со своими клиентами и показывает возможные пути увеличения рентабельности предприятия. Ускорить оборачиваемость дебиторской задолженности можно двумя способами: увеличением объема продаж и снижением дебиторской задолженности.
Коэффициент используют в своей работе: генеральный директор, финансовый менеджмент, руководитель отдела продаж, а также специалисты экономической и юридической служб.
Формулы и примеры расчета
Коэффициент (Одз) рассчитывается как отношение выручки (В) предприятия к среднему остатку дебиторской задолженности (СрДЗ) за определенный период: Одз = В/СрДЗ.
Как правило, за период берут календарный год. Расчет среднего остатка задолженности производят следующим образом – складывают сумму долга на начало и конец периода и делят на 2: СрДЗ = (ДЗнп + ДЗкп)/2.
Например, годовая выручка организации в 2015 году составила 235 млн. руб. Сумма дебиторской задолженности в начале года составляла 180 млн. руб., на конец года – 120 млн. руб.:
- Одз = 235 млн. руб./((180 млн. руб. + 120 млн. руб.)/2) = 235 млн. руб. /150 млн. руб. = 1,57
Для того чтобы определить, в течение какого количества дней задолженность остается неоплаченной, используют формулу расчета коэффициента в днях: Одз(дн) = Пдн / Одз, где Пдн – количестве дней в периоде.
В нашем примере дебиторская задолженность предприятия оборачивается за 232 дня (365 дн. / 1,57 = 232,48 дн.). Эти два показателя математически связаны и находятся в обратной зависимости друг от друга. При увеличении одного снижается значение другого.

О том, как правильно рассчитать рентабельность предприятия, читайте тут.
Нормальное значение
Четких границ по данному показателю не существует. Более того, не всегда низкий коэффициент оборачиваемости говорит о неэффективной деятельности компании. Например, если показатель уменьшился, это может указывать как на увеличение числа неплатежеспособных контрагентов, так и на изменение политики фирмы в части расчетов с клиентами.
Очень важно изучать этот показатель в динамике. Если коэффициент увеличился по сравнению с предыдущими периодами, это говорит о положительной тенденции и улучшении финансовой устойчивости организации, при снижении показателя речь идет о негативной динамике. Причиной этому могут быть возможные финансовые трудности клиентов, снижение объемов продаж или отсутствие эффективной работы по взысканию долгов, когда снижается платежная дисциплина контрагентов.
В любом случае, оборачиваемость дебиторской задолженности необходимо рассматривать в совокупности с остальными финансовыми показателями, а также принимать во внимание отраслевые особенности и специфику деятельности предприятия. Для полноценного анализа рассчитываются коэффициенты в среднем по отрасли и по организациям, занимающим лидирующие позиции на рынке.