Принципы организации безналичных денежных расчетов на предприятии

средства фирмыБезналичными называются расчеты, которые осуществляются без использования наличных денег с помощью перечисления средств через банковские учреждения, а также зачета взаимных требований. При осуществлении расчетов клиенты банка выступают в качестве сторон, а банки – в качестве участников.

Безналичный оборот имеет большое значение в экономике страны: он ускоряет денежное обращение, а также снижает его издержки.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Виды форм

Подобные расчеты могут реализовываться в различных формах, которые имеют отличительные особенности их осуществления.

В законодательных актах Российской Федерации обозначено, что расчёты без использования наличных могут осуществляться в форме:

  • Платежного поручения. Данный документ предполагает обязательство банка по поручению клиента и за средства, находящиеся на его счёте, осуществить платёж в определённом размере и в обозначенный срок на счёт указанного плательщиком получателя. Поручение можно оформить как на бумаге, так и в электронном виде. Область применения их довольна широка: налоговые платежи в бюджет, оплата за товары и услуги, погашение кредитов и займов и другое.
  • Аккредитива. Расчёт такой формы предполагает, что банк-эмитент (коммерческий банк, который по поручению клиента открывает аккредитив и осуществляет действия от его имени и за его счёт) обязуется произвести платёж по отношению к указанному получателю средств, учесть вексель или совершить иные операции в соответствии с законодательством и условиями данного документа. Аккредитив представляет собой определённую гарантию, что позволяет ему выступать в качестве денежного эквивалента и служить средством финансирования сделки.
    Однако такие расчёты имеют и недостатки:

    • сложность в оформлении документов;
    • высокие комиссионные платежи банку.
  • Чека. Он дает распоряжение банку выдать определённую сумму денежных средств (при их наличии на счете клиента) со счёта чекодателя. Такое распоряжение является ничем неподтвержденным. Выписанный чек не может быть отозван и аннулирован.
    Чеки бывают двух видов. Они отличаются по виду выполняемых операций:

    • денежные (предполагают выдачу денег);
    • расчетные (при его предъявлении осуществляется перевод средств со счёта чекодателя на иной счёт).

    Преимущество: гарантия платежа. К недостаткам относится усложнённый документооборот. Это связано с тем, что предъявитель получает деньги не в момент предъявления чека в банк, а лишь после их списания со счёта чекодателя.

  • Инкассо. Это документарные операции банка, которые осуществляются на основе инструкций клиента и подразумевают получение покупателем через банк финансовых и (или) коммерческих документов и осуществление на их основе платежей. К недостаткам такой формы расчётов относится:
    • отсутствие гарантии платежа;
    • временной разрыв между периодом отгрузки товаров, передачи документов и получением оплаты.

Каждая форма проведения расчетных операций имеет свои преимущества и недостатки. Плательщики и получатели средств сами выбирают предпочтительный способ.

Интересная информация о данном способе расчета представлена на следующем видео:

денежное обращениеКак производится учет кассовых операций в иностранной валюте — читайте в этой статье.

Как составить гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса — смотрите здесь.

Принципы организации таких расчётов

Безналичный оборот осуществляется на основе ряда принципов, которые являются основополагающими в такого рода расчетах:

  • Осуществление расчётов через банковские счёта. Счёта должны быть открыты у обеих сторон: получателя и плательщика. Расчёты в безналичной форме осуществляются физическими и юридическими лицам через банк, в котором у них имеется соответствующий счёт.
    Для расчетного обслуживания между банком и его клиентом заключается двухсторонний договор, включающий как права, так и обязанности обеих сторон. Количество открытых банковских счетов законодательно не ограничено. Однако на деле это может негативно сказаться на деятельности любого учреждения, что связано с рассредоточением средств. Банки и иные кредитные организации для расчётов между собой также устанавливают договорные связи путём открытия корреспондентских счетов друг у друга.
  • Свобода выбора форм осуществления данных расчётов.
  • Принцип ликвидности. С целью своевременного выполнения своих обязательств необходимо поддерживать ликвидность на уровне, достаточном для своевременного осуществления всех платежей. Планирование доходов и списания средств позволяет любому плательщика избегать просрочки платежей и в случае отсутствия необходимых средств своевременно решать эту проблему альтернативными методами (путём приобретения банковских кредитов или реализации активов).
  • Акцепт платежа. Акцепт предполагает согласие плательщика на списание ресурсов с банковского счёта. Этот принцип реализуется с помощью:
    • применения платежных инструментов, которые предусматривают согласие владельца счёта на осуществление выплат. К таким инструментам относятся векселя, платежные поручения и чеки;
    • акцепта платежных требований, требований-поручений и переводных векселей, которые выписывают получатели денежных средств плательщику.

    Вместе с тем законодательно предусмотрены случаи, когда снятие средств осуществляется в бесспорном порядке: уплата налогов, некоторых штрафов, судебных исполнительных листов, списание средств за электроэнергию, коммунальные услуги и некоторые другие платежи.

  • Принцип срочности. Полное и своевременное исполнение своих платежных обязательств является основополагающим принципом всех расчётов. Все расходы на производство товаров, оказание услуг должны быть своевременно возмещены за счёт денежных поступлений плательщика. Нарушение этого принципа ведёт к сбою общего кругооборота средств и приводит к применению штрафных санкций, ухудшению отношений с контрагентами и снижению собственной репутации в качестве плательщика.
  • Принцип контроля участников за соблюдением всех правил и требований, предъявляемых к расчётным отношениям. Основополагающую роль здесь имеют законодательные акты страны, в связи с которыми все организации, биржи, банки, страховые компании, кредитные организации, открытые акционерные общества и инвестиционные фонды, формирующиеся за счёт взносов от любых источников, обязаны предоставлять свою годовую бухгалтерскую отчётность и публиковать её в свободном доступе.
  • Ответственность за нарушение договорных отношений. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Нарушая сроки исполнения обязательств или иные условия расчётов, виновная сторона несёт гражданско-правовую ответственность путем выплаты штрафов, пени, изъятия имущества и некоторых других мер. Соответствующий контроль способствует недопущению просрочек обязательств, а наблюдение за контрагентами позволит снизить негативные последствия от непредвиденной дебиторской задолженности.

Платежи без использования наличных денег приобретают все большую популярность, что связано с удобством, быстротой и гарантией оплаты. Соблюдение всех принципов делает их своевременными, эффективными и надежными.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Автор статьи:
-
0
+
Отправить комментарий