Документальное оформление учета основных средств организации в 2023 году
Основные средства — активы фирмы, включаемые в течение длительного срока в производственный цикл, а также предназначенные для осуществления управленческой деятельности.
Для их бухгалтерского учёта используется счёт 01. Нормативным документом, регламентирующим правильность оформления принятия, списания и прочих операций является ПБУ 6/01.
Что это такое?
Под основными средствами (ОС) понимаются активы, одновременно удовлетворяющие следующим требованиям:
- объект подлежит использованию более года;
- он должен приносить предприятию определённую выгоду и прибыль;
- не планируется в ближайшее время его реализация;
- актив приобретается или создаётся для обеспечения управленческих нужд, использования в производстве, сдачи в аренду или безвозмездного пользования.
Законодательно определён список активов, которые относятся в учёте к ОС:
- здания и сооружения;
- транспорт;
- многолетние насаждения;
- оборудование;
- измерительные приборы, вычислительная техника;
- скот;
- хозяйственный инвентарь и прочее.
При этом к данному типу имущества не относят:
- предметы любой стоимости, срок работы которых менее года;
- специальную одежду и обувь, в том числе форменную;
- тару;
- многолетние насаждения, предназначенные для последующей посадки;
- животных на выращивании и прочее.
Зачем нужен их учет?
В процессе учёта активов фирма отображает на счетах изменение стоимости объектов. Поступление, выбытие, износ фиксируется на счетах, влияет на валюту баланса. Несвоевременное отображение операций с основными средствами негативно влияет на актуальность информации, предоставляемой бухгалтерской службой. Таким образом, учёт необходим для обеспечения правдивости отчётности. Кроме того, имущество изнашивается, ломается, приходит в негодность.
ОС являются имуществом организации, поэтому они подлежат обязательной ежегодной инвентаризации. Так как в учёте все операции подтверждены документально, выявленная недостача может свидетельствовать о факте хищения или незаконного использования имущества. Таким образом, с помощью сверки фактического наличия с информацией бухучёта осуществляется контроль за сохранностью активов.
Учёт позволяет определить, какую роль играют некоторые основные средства в процессе производства, какое имущество стоит заменить на более современное или вывести из использования, чтобы снизить издержки. Таким образом, контроль позволяется повысить рентабельность долгосрочных активов.
Более подробную информацию об этом мероприятии вы можете узнать из следующего видео:
Оформление и учёт принятия ОС
Оприходование любых основных средств производится только при наличии определённых подтверждающих документов. К ним относятся:
- Акт приёма-передачи (форма ОС-1).
- Акт о приёме оборудования (форма ОС-14).
- Акт о приёме-передаче оборудования в монтаж (форма ОС-15).
В зависимости от источника приобретения имущества в журнале операций фиксируются разные проводки:
- Поступление ОС при покупке. Объект в этом случае учитывается по первоначальной стоимости, то есть при постановке приобретенного актива на учёт к его покупной цене прибавляются фактические затраты на доставку, установку и прочее. Не включаются в стоимость только подлежащие возврату налоги, например, НДС. Все суммы в процессе вычисления переносятся на специальный счёт 08. Если получены подтверждающие документы, актив принимается к учёту, и все расходы по нему переносятся на счёт 01.
Проводки:
Операция Дебет Кредит Куплено ОС 08 60 НДС 19 60 Приняты к учёту транспортные расходы 08 76 Выделен НДС 19 76 Ввод в эксплуатацию 01 08 - Поступление в результате строительства. Актив также отображается в отчётности по первоначальной стоимости. В неё входят суммы всех затрат на возведение объекта, в том числе покупка материалов, заработная плата рабочих и прочее. При этом производятся следующие записи в журнале:
Операция Дебет Кредит Переданы материалы для строительства 08 10 Заработная плата строителей 08 76 Транспортные расходы 08 76 Расходы на электроэнергию 08 26 НДС к возмещению 19 76 Ввод в эксплуатацию 01 08 - Безвозмездное получение. Если актив получен от другого предприятия или физического лица по договору дарения, он принимается к учёту по рыночной стоимости, действующей в день оформления документов. К акту приёма-передачи должны быть приложены справки, подтверждающие цену объекта. Величина начисляется на счёт 98.
Вносятся следующие записи:
Операция Дебет Кредит Принят объект ОС 08 98.2 Ввод в эксплуатацию 01 08 Амортизация 98.2 91 - Внесение в капитал. Если объект внесён в собственный капитал, то он приходуется по согласованной стоимости, то есть владельцы компании совместно оценивают актив и записывают результат в документах. Если цена имущества превышает 200 МРОТ, то для определения стоимости требуется независимый эксперт. Процесс сопровождается записями:
Операция Дебет Кредит Поступило ОС как вклад в УК 08 75 Ввод в эксплуатацию 01 08
Начисление и оформление амортизации
Амортизация — включение стоимости имущества организации в затраты на изготовление продукции с целью возврата потраченных на приобретение актива денег.
Начисляется на контрактивный счёт 02 отдельно по каждой части имущества. Операция производится ежемесячно в соответствии с расчётной ведомостью.
Запись:
Операция | Дебет | Кредит |
---|---|---|
Определена сумма износа | 20 (23, 25, 26, 44) | 2 |
Оформление переоценки
Переоценка — корректировка величины ОС. Проведение процедуры необходимо, чтобы стоимость имущества, указанная в балансе, соответствовала действующим рыночным ценам. Например, предприятие купило 20 лет назад оборудование. В настоящий момент стоимость сходного по параметрам объекта намного увеличилась. Чтобы данные отчётности показывали достоверную величину активов, проводится переоценка. Стоимость после проведения процедуры называется восстановительной.
При этом амортизация тоже подлежит переоценке в соответствии с новой стоимостью объектов. Начисленный износ увеличивается или уменьшается пропорционально изменению величины основных средств.
Результаты процедуры отображаются с помощью счёта 83 и счёта 91. Отражение в журнале:
Операция | Дебет | Кредит |
---|---|---|
Дооценка ОС | 01 | 83 |
Дооценка амортизации | 83 | 02 |
Уценка ОС | 91.2 | 01 |
Уценка амортизации | 02 | 91.1 |
Оформление выбытия
Корреспондирующие счета в записях по выбытию активов зависят от того, по какой причине осуществляется списание:
- Списание в связи с износом. Для того чтобы списать ОС по причине физического износа, необходимо иметь акт о списании, составленный по форме ОС-4, а также приказ руководителя. В журнале делаются записи:
Операция Дебет Кредит Первоначальна стоимость 01.2 01.1 Амортизация 02 01.2 Остаточная стоимость 91.2 01.2 - Выбытие при продаже. Реализация объекта отражается в учёте при помощи счёта 91. При этом в журнале делаются следующие записи:
Операция Дебет Кредит Остаточная стоимость 91.2 01.2 Начислен доход от продажи 62 91.1 Начислен НДС 91.2 68 - Внесение в капитал другой фирмы или дарение. Передача объекта в качестве вложения в капитал сторонней организации, дарение на безвозмездной основе документально оформляются актом приёма-передачи, заполненным по форме ОС-1.
Проводки:
Операция Дебет Кредит Остаточная стоимость при внесении в капитал 58.1 01.2 Остаточная стоимость при дарении 91.2 01.2 - Списание при недостаче. В случае недостачи по любым причинам проводки составляются на основании акта инвентаризации по форме ИНВ-26. Списание похищенных объектов производится на убытки. В случае установления виновного лица величина украденного актива подлежит возврату. Стоимость за исключением амортизации необходимо перенести на счёт 94.
Проводки:
Операция Дебет Кредит Списана остаточная стоимость 94 01.2 Стоимость списана на убытки 99 94 Стоимость подлежит возмещению от ответственного лица 73.2 94 Задолженность погашена 50 (51, 70) 73.2 Возврат объекта 01 94 Восстановлена амортизация 01 02
Как производится учет нематериальных активов организации – читайте в этой статье.
Все нюансы учета финансовых вложений в ценные бумаги вы найдете здесь.
Налоговый учет
Соответствие учёта всех имеющихся внеоборотных активов требованиям Налогового кодекса очень важно для правильного определения суммы обязательных платежей.
Налоговый учёт отличается от бухгалтерского в нескольких аспектах. Например, для целей налогообложения основными средствами не признаются:
- земля;
- природные богатства и ресурсы;
- вода.
При этом бухучёт определяет их как часть основных средств, которые не подлежат амортизации.
Также исключаются из списка ОС произведения искусства, дорогостоящие книги. В бухгалтерском учёте они могут быть признаны внеоборотным активом, если характеристики предмета соответствуют всем необходимым требованиям.
Дата постановки нового объекта на налоговый учёт совпадает с днём ввода в эксплуатацию. Однако выбрать для начисления амортизации группу основных средств и определить срок эксплуатации необходимо из рекомендованной классификации в соответствии с характеристиками актива.
Требования для признания имущества ОС в налоговом и бухгалтерском учёте совпадают.