Как грамотно составить акт на списание строительных и прочих материалов
Для полноценной хозяйственной деятельности любому малому или крупному предприятию необходимы некие материальные ценности, обеспечивающие цикличность производственного процесса или сбыта продукции. Оно их приобретает у своих партнеров или в свободном доступе, но обязательно за свои средства. Их отражают в активах баланса и субсчетов по себестоимости или с торговыми наценками.
Но не всегда качество расходных материалов и соответствие требуемым нормативам можно распознать при покупке, или они могут быть испорчены непредвиденными субъективными обстоятельствами или иметь существенные дефекты. Использовать их по назначению уже нельзя, и хозяйствующий объект должен списать эти ценности, оформив бухгалтерские и налоговые документы.
Что представляет собой этот документ?
Это отчетный документ, по которому можно уменьшить налогооблагаемую базу всех активов предприятия. Только при наличии акта списание будет обоснованным, и не будет лишних вопросов у проверяющих организаций.
Акт списания материалов инициируется материальным лицом, ответственным за их хранение. На имя руководства подается докладная записка с просьбой о списании. Руководитель должен убедиться в правдивости записки: он проверяет состояние материалов, и если они пришли в негодность, издает распорядительный документ – приказ.
Установленной законодательством единой формы документа нет, акт оформляют в произвольной форме, но есть и обязательные требования к его содержанию. В нем должно найти отражение:
- Наименование предприятия и дата оформления, номер распоряжения.
- Участвующие в списании участники комиссии: их фамилии и занимаемые должности.
- Перечень списываемых материалов: количество единиц или масса каждого предмета с указанием стоимости.
- Итоговые данные: общее количество и сумма.
- Описание причин дефектов или порчи.
- Подписи участвующих в процессе лиц, в том числе и материально ответственного сотрудника.
Кем издается и что содержит приказ о назначении ответственного лица за пожарную безопасность – читайте в этой статье.
Куда можно списывать материалы
Перед тем, как отразить списанные материальные ценности, они должны уже находится на балансе предприятия на счете 10 и различных субсчетах исходя из первичных приходных документов. Основанием будет акт списания. И тогда проводка может выглядеть так:
Счет Дт | Счет Кт | Описание проводки | Документ-основание |
---|---|---|---|
94 | 10 | Проводки на списание балансовой стоимости по акту списания | Акт списания материалов |
91.2 | 10 | Проводка по выбытию материалов | Накладная М-15 |
Счет фактура | |||
91.2 | 68.2 | Исчисление НДС в бюджет от стоимости материалов | Накладная |
Счет фактура | |||
Книга продаж |
О том, как оформить данную проводку в программе 1С, смотрите на следующем видео:
Что нужно сделать до оформления бланка
На складе материальных ценностей необходимо провести ревизию, то есть провести подсчет испорченных и качественных единиц. По итогам инвентаризации составляется ведомость формы М-29, в которой отображаются в том числе и материалы, подлежащие списанию. Технический отдел предприятия делает проверку и переправляет в бухгалтерский отдел для уточнения суммы всех материальных ценностей и пришедших в негодность по отдельности.
Для составления акта материалы изолируют от общей массы в отдельно расположенном помещении, опечатывают его и ставят подписи материально ответственные лица. Цель – установление факта потерь активов предприятия, выяснение полной стоимости.
Можно разными путями определить себестоимость материалов, подлежащих списанию:
- Из первичных документов, датированных поздним числом: общую сумму по приходной накладной делят на число всех единиц учета.
- Для определения себестоимости наиболее ценных материалов применяют расчет каждой единицы конкретно.
Для составления акта потребуется:
- Отчет ответственного за хранение и реализацию лица о движении материалов со склада.
- Докладная записка о выдаче и приходе материалов за конкретный временной период.
Форму документа о списании подготавливает бухгалтерский сотрудник исходя из политики предприятия.
Кто его оформляет и подписывает
Как уже было сказано, пустой бланк можно скачать уже готовый или составить его силами бухгалтерии. Для процедуры списания приглашаются заинтересованные лица: это может быть непосредственный руководитель предприятия, сотрудник бухгалтерии, кладовщик или другое ответственное за хранение и реализацию лицо. Может быть приглашен главный инженер, если будет проходить списание устаревшего или имеющего дефекты оборудования.
Все вышеперечисленные участники комиссии лично присутствуют при составлении акта и скрепляют его своими подписями. Документ утверждается руководством и передается в бухгалтерский отдел для дальнейших действий по учету.
Процесс заполнения
- Начинают оформление акта с проставления времени и даты начала процесса, наименования организации.
- Указывают порядковый номер документа.
- На каждой строке пишут одно наименование товарной группы, единицу измерения и количество, стоимость каждой штуки.
- Если одного листа не хватает, то на втором листе не проставляют наименование организации и дату, просто продолжают писать порядковый номер строки.
- Подсчитывают общий итог всех единиц и суммы.
- Описание местонахождения материалов, причины, по которым они подлежат списанию.
- Указывают счета баланса, по которым будут проходить проводки.
- Подписи участников и руководителя. Также свою подпись ставит ответственное за хранение лицо.
Документ передается на подпись руководству и на нем проставляется печать организации.
Что нужно сделать после оформления
Теперь нужно провести списание средств по бухгалтерской отчетности:
- Д94-К10. Эта проводка будет отражать сумму списания материальных ценностей. Можно воспользоваться составленным актом и переписать указанную сумму, предварительно все перепроверив.
- Д20-К94. Здесь отражается сумма убытков вследствие ненадлежащего качества или порчи, но не превышая сумму максимально допустимой убыли. Основанием может служить справка бухгалтера или данные акта. Если общая сумма превышает допустимые значения, то составляют субсчета вместо строки Д20.