Как правильно составить акт о браке товара при приемке?
Тщательная приемка товара – одно из условий защиты от поставки некачественной продукции. Однако что же делать, если от поставщика все-таки получен брак?
Прежде всего, такой груз не принимается, а по факту его поставки оформляется акт. Именно этот документ служит основанием для предъявления претензий.
Что это за документ?
Данный акт служит основанием для выставления поставщику или иному виновнику товарного брака претензии. Оформляется он после приемки товаров и по факту обнаружения нарушений.
Чтобы выявленный брак не ставился под сомнение, вся приемка осуществляется в присутствии уполномоченного представителя поставщика или транспортной компании, доставившей товар. В качестве такого представителя может выступить водитель, экспедитор или иной сотрудник. Со стороны покупателя, как правило, интересы представляет тот, кто принимает продукцию. Причем, это не обязательно должен быть кладовщик.
На его основании продавец принимает некачественные товарно-материальные ценности и списывает их. А у покупателя документ служит основанием для принятия товаров на учет в меньшем количестве.
Заполняется он покупателем. Для этой цели форма данного документа может быть подготовлена самостоятельно, но с учетом положений закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Либо предприятие может взять готовую форму (Госкомстат РФ, Постановление от 25.12.98г., №132):
- форма №ТОРГ-2 применяется при наличии расхождений по качеству и количеству товаров, выявленных при приемке;
- форма №ТОРГ-3 – при приеме продукции импортного происхождения в случае обнаружения брака или расхождения по количеству.
Применение любой из форм, в том числе и самостоятельно разработанной, является допустимым. Главное – чтобы в ней были подробно описаны товары и указано их количество, которые по качеству не устроили покупателя.
Порядок грамотного приема товарно-материальных ценностей наглядно показан на следующем видео:
Кто его заполняет и подписывает?
Данный акт заполняется по итогам приемки товаров. Составляется он по требованию покупателя, так как служит юридическим основанием для выставления виновнику претензии. Составляет документ специальная комиссия, созданная у покупателя приказом, с участием:
- эксперта организации, приглашенного для проведения независимой экспертизы, если это необходимо;
- представителя поставщика, уполномоченного действовать от его имени на основании доверенности.
Участие иных лиц зависит от множества факторов, в частности:
- Кто осуществлял доставку? Если для этой цели была приглашена сторонняя транспортная компания, то потребуется представитель и от нее.
- Кто осуществлял закуп товаров? Например, посредник. Тогда потребуется участие и его представителя.
Подписывается документ всеми указанными лицами. При этом представители поставщика, посредника, грузоотправителя или производителя обязательно указывают реквизиты своей доверенности.
Один экземпляр отправляется вместе со всеми сопроводительными документами в бухгалтерию покупателя, а остальные экземпляры вместе с претензионными письмами – тому, кто виноват в браке: поставщику, транспортной компании либо иному лицу.

Как разработать приказ о выплате материальной помощи – читайте здесь.
Инструкция по составлению
Как только окончена приемка товаров и обнаружен брак, приглашают (если это необходимо) эксперта, с помощью которого будет установлено расхождение по качеству, и иных участников поставки для составления акта.
В нем должно быть подробно описано:
- в каких условиях осуществлялась приемка продукции и где (у поставщика или у покупателя);
- наличие пломбировочных материалов и их состояние;
- состояние тары, ее наличие или отсутствие;
- сам товар, по которому выявлен брак – его наименование, артикул, масса, производитель, срок годности и иные идентифицирующие характеристики;
- количество бракованной продукции (с указанием единицы измерения);
- расхождения по качеству – бой, повреждения целостности тары и иное.
Такая подробность служит основанием для признания такого товара не отвечающим качеству, заявленному в договоре поставки или купли-продажи. После этого акт подписывается всеми членами комиссии, представителями поставщика и иными лицами, связанными с поставкой и закупкой.
Что касается той продукции, по которой не выявлено отклонений по качеству, ее в документе не перечисляют, а просто пишут в конце: «по остальным товарам расхождений не выявлено».
В случае обнаружения брака в продукции, признанной качественной, после оформления и подписания акта, будет очень сложно заявить дополнительную претензию. Поэтому осуществлять приемку нужно очень тщательно.