Как правильно составить акт о проведении служебного расследования?
Служебное расследование всегда проводится по факту хищения имущества, его недостачи, порчи, утраты информации или документов. Цель этого мероприятия – выяснить размер ущерба и его причину, установить виновное лицо.
Для этого разрабатывается приказ о проведении внутреннего расследования, проводится инвентаризация, и по итогам составляется акт, в котором обобщается вся собранная в ходе проверки информация.
Что это за документ?
Прежде всего, акт составляется в произвольной форме. Каких-либо строгих правил по его оформлению нет. Однако суть его остается одинаковой независимо от правовой формы предприятия: он является тем документом, которым оформляют результаты проведенного внутреннего расследования.
Акт составляется на основе ревизии, сделанной материально-ответственным лицом, объяснений по факту порчи или утраты имущества (документов или информации), а также на основании выводов, к которым пришла комиссия по расследованию.
Из этого документа должно быть ясно:
- какого рода был нанесен предприятию ущерб;
- есть ли виновные лица;
- в чем заключается их вина (описываются действия или наоборот бездействие указанных лиц);
- о наличии между ущербом и поведением виновного лица реальной причинно-следственной связи.
Данная бумага ложится в основу последующего решения руководства о наказании виновного работника.
Кем составляется?
В преддверии внутреннего расследования руководитель предприятия издает приказ, в котором указывается о проведении данной проверки и назначается состав комиссии как из штатных сотрудников, так и из приглашенных специалистов с необходимой квалификацией.
Назначенная комиссия обязана установить все факты происшествия, нанесенный ущерб и его величину, а также наличие или отсутствие виновных лиц. Именно она составляет акт, в котором излагаются все выясненные факты и делаются необходимые выводы.
С его содержанием и материалами расследования должен быть ознакомлен и сам сотрудник, которому вменяют вину по факту нанесенного ущерба. Если данный работник отказывается от подписания, об этом в акте делается запись, заверяемая свидетелями.
Стоит отметить, что сотрудник вправе обжаловать материалы проведенного расследования. Об этом говорит статья 247 Трудового Кодекса РФ.

Как грамотно составить заявление на возврат НДФЛ за обучение – смотрите здесь.
Содержание
Как уже отмечалось, документ оформляется в произвольной форме, с перечислением в «шапке» членов комиссии (их ФИО и должности), с указанием даты и места составления.
Сам он должен состоять:
- Из вводной части, в которой подробно раскрывается происшествие, ставшее причиной расследования. Обычно эта часть называется «Факт нарушения».
- Из основной части, где описываются все факты, установленные в ходе проверки и имеющие непосредственное отношение к происшествию. Как правило, здесь излагаются сведения из опросов свидетелей, из их письменных разъяснений, видео-доказательств и иных материалов, с помощью которых можно восстановить ход событий перед происшествием и во время него.
- Из резолютивной части. Тут комиссия указывает на основании имеющихся доказательств на виновное лицо, отражает степень его вины и характер нарушений (например, нарушены Правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор и т. д.).
Далее перечисляются Приложения, в качестве которых выступают все материалы-доказательства, собранные в ходе расследования. После их перечисления ставят свои подписи с указанием ФИО члены комиссии и сотрудник, которого признали виновным лицом.
Кроме того, свою подпись должен поставить и руководитель предприятия, она служит признанием результатов проведенной проверки.