Для чего нужен и как составить акт взаимозачета в 2023 году

договоренность контрагентовВ хозяйственном обороте нередки случаи, когда одна сторона отгрузила товары, готовую продукцию, выполнила работы, оказала услуги, а другая сторона встречно отгрузила другие материальные ценности. В этом случае у обоих участников коммерческих операций возникают встречные денежные требования на сумму отгруженной продукции или выполненных работ.

Для того чтобы отразить в бухгалтерском учёте эти требования на одинаковую денежную сумму, стороны составляют и подписывают акт зачёта встречных однородных требований или акт взаимозачёта.

Порядок документального оформления

Существующая юридическая практика Российской Федерации предусматривает три способа документального оформления взаимозачета на основании статьи 410 Гражданского Кодекса:

  • акт сверки взаимной денежной задолженности и её погашения, заверенный печатями и подписями правомочных должностных лиц каждого из участников операции;
  • протокол проведения зачёта однородных требований;
  • соглашение между сторонами о встречном погашении взаимной задолженности.

О том, как оформить взаимный зачет, смотрите на следующем видео:

Когда зачет невозможен по закону

В предусмотренных действующим законодательством случаях нельзя производить взаимозачёт. Это связано с жёсткими правилами погашения задолженности, возникающей:

  • при юридически оформленном банкротстве одной из сторон или по истечении срока исковой давности;
  • при взыскании алиментов и возмещении вреда здоровья потерпевшему;
  • при внесении вклада участника в уставный капитал общества или предприятия;
  • когда стороны хотят зачесть неоднородные требования. Например, сумму перечисленного аванса на отгрузку товара и пеню, другие финансовые санкции по другой хозяйственной сделке;
  • при попытке зачёта обязательств, возникших в результате хозяйственных операций, проведенных в разной валюте (например: евро, доллары, рубли, юани). В этом случае возникают разночтения в определении встречной задолженности из-за различных курсовых валютных колебаний;
  • в иных случаях, когда взаимозачёт противоречит установленным законодательным нормам.

отношения с контрагентамиЕсли вас интересуют существенные условия договора аренды земельного участка, прочтите эту статью.

Информацию о том, что включает в себя кадровое делопроизводство, вы найдете здесь.

Случаи составления трёхстороннего документа

Часто возникает необходимость в проведении зачёта денежных однородных требований между тремя участниками хозяйственных операций.

Пример

порядок процедурыВ ноябре 2015 года фирма А поставила компании Б материалы на сумму 500 тысяч рублей. Компания Б продала запасные части автотранспортной колонне В на сумму 600 тысяч рублей. Транспортная колонна В оказала фирме А услуги по перевозке грузов на сумму 800 тысяч рублей.

30 ноября 2015 года стороны подготовили взаимные акты сверки и пришли к соглашению о зачёте денежных однородных требований на сумму 500 тысяч рублей.

Составлен акт взаимозачёта между тремя юридическими лицами, где указаны:

  • документы, подтверждающие требования и обязательства каждой из сторон;
  • суммы задолженности всех контрагентов на дату проведения зачёта;
  • окончательная сумма (500 тысяч рублей), подлежащая снятию кредиторской и дебиторской задолженности у всех участников сделки;
  • остатки задолженности после подписания бумаги: долг фирмы А перед В – 300 тысяч рублей (800-500), колонны В перед компанией Б – 100 тысяч рублей (600-500).
Здесь вы можете бесплатно скачать бланк и образец данного документа

Акт подписывается уполномоченными представителями и главными бухгалтерами каждой стороны и заверяется их печатями. К нему прилагаются акты сверки задолженности.

Все суммы в акте и приложениях указываются с выделением отдельной строкой налога на добавленную стоимость.

Возможны варианты, когда взаимозачёт можно провести и между большим количеством контрагентов, которые часто совершают деловые операции между собой.

Нюансы налогового и бухгалтерского учёта

налог с доходаДля участников зачёта, вычисляющих доходы для уплаты налогов по дате получения денежных средств за отгруженную продукцию или выполненные услуги, имеет принципиальное значение дата подписания соглашения.

На основании подписанного акта они обязаны включить в доходы и начислить соответствующие налоговые обязательства по суммам, подлежащим зачёту.

Отражение операций в бухгалтерском учете покажем на основании исходных данных, приведенных в примере.

У фирмы А:

  • отгружены материалы компании Б – Дт 62 Кт 90 – 500 000;
  • получены услуги по перевозкам от колонны В – Дт 25 Кт 60 – 800 000;
  • отражена сумма взаимозачёта на дату подписания акта – Дт 60 Кт 62 – 500 000.

У компании Б:

  • получены материалы от фирмы А – Дт 10 Кт 60 – 500 000;
  • реализованы запчасти колоне В – Дт 62 Кт 90 – 600 000;
  • проведено списание требований и задолженности – Дт 60 Кт 62 – 500 000.

У автоколонны В:

  • получены запасные части от компании Б – Дт 10 Кт 60 – 600 000;
  • выполнены автомобильные услуги фирме А – Дт 62 Кт 90 – 800 000;
  • на дату зачёта погашение взаимных обязательств –   Дт 60 Кт 62 – 500 000.
Автор статьи:
-
0
+
Отправить комментарий