Порядок составления должностной инструкции кассира в 2023 году
Внедрение систем электронных расчетов не вытеснило потребность в сотрудниках, осуществляющих денежный обмен. Если открыть современный классификатор профессий, то можно увидеть не менее шести однотипных названий работ должности кассира.
О том, что собой представляет этот специалист, как для него разрабатывается инструкция, и пойдет речь в нашей статье.
Особенности должности
Данная профессия широко востребована в сфере торговли и предоставления услуг, она встречается в банках, бюджетных учреждениях, магазинах и многих других предприятиях. Она не предусматривает особых навыков и умений, высшего уровня образования. Стать кассиром в любом возрасте и вне зависимости от пола – идея вполне осуществимая. Но обладать определенным набором личностных характеристик все же необходимо, ведь зачастую это лицо, представляющее компанию.
Фактор обслуживания в организации влияет напрямую на ее статус. Поэтому ценными кадрами становятся лица:
- психоэмоционально устойчивые;
- дисциплинированные;
- обладающие математическим мышлением;
- с развитой тактильной чувствительностью пальцев и глаз.
Для качественного выполнения своих функций работник обязан знать законодательство, регламентирующее торговую деятельность и обслуживание клиентов.
Как заполнять объявление на взнос наличными – читайте в этом материале.
Что собой представляет и как применяется повременная форма оплаты труда – смотрите здесь.
Ее виды
Операции денежного обращения и с ценными бумагами осуществляются практически в каждой организации различных сфер деятельности. По должностному предназначению следует распределить их следующим образом:
- бухгалтера с функциями кассира – лица, осуществляющие операции, отвечающие за ведение соответствующей отчетности и документации (чеки, приходные и расходные ордера, кассовые книги и т. д.);
- операционисты – производят прием, учет, выдачу, хранение денежной массы либо ценных бумаг. В банках они оформляют кредиты, выполняют валютно-обменные операции, ведут расчеты с клиентами;
- контролеры – оформляют, продают проездные документы, билеты, абонементы, работают с контрольно-кассовыми машинами;
- кассиры торговых залов – обслуживание покупателей, наличный и безналичный расчет, инкассация, выкладка товара, наклейка ценников и т. д.
Зачем нужна инструкция?
Одним из важных вопросов при трудоустройстве является обозначение функциональных обязанностей сотрудника.
Прописанные действия, возможности, зона ответственности отображаются в должностной инструкции (ДИ).
Этот локальный документ играет неоднозначную роль. С одной стороны, он:
- дает представление о специфике конкретного вида работы;
- при отборе кандидатов на вакантную должность позволяет четко обозначить круг задач и требований к опыту и знаниям соискателя;
- отображает права и точки взаимодействия с коллегами;
- служит для работника учебным и подсобным материалом в процессе выполнения своих обязанностей.
Обратная сторона – невозможность предвидеть всех нюансов. Особенно при сложной организационной структуре в компании прописать все аспекты – задача почти невыполнимая. Многие подчиненные при возникновении ситуаций, которые не оговорены в должностных обязанностях, их не выполняют. Мотивируют они это тем, что при приеме на работу «под этим не подписывались».
О цели и необходимости данной документации на предприятии вы можете узнать из следующего видео:
Основные разделы
Что стоит прописать в инструкции, чтобы она действительно выступала документом, регламентирующим трудовые отношения?
- Общие положения: порядок назначения и увольнения с должности, кому непосредственно подчиняется, чем руководствуется в процессе работы. Также здесь можно указать, кем замещается специалист в случае отсутствия, что должен знать, квалификационные требования к занимаемой должности.
- Задачи и функциональные обязанности – основные направления деятельности, перечень шагов (исполняет, координирует, руководит, обеспечивает, контролирует и т. д.).
- Права, что обозначаются при выполнении работ.
- Ответственность. Она наступит в случае ненадлежащего и неоперативного выполнения обязанностей и игнорирования предоставляемых прав.
- Взаимоотношения. В этом разделе указываются лица других структурных подразделений, с которыми происходят служебные сотрудничества и обмен информацией. Иногда прописывают, к кому следует обращаться в случае непредвиденных ситуаций.
Документ разрабатывают руководители структурных подразделений при содействии кадровой и юридической службы. Утверждает ДИ главный руководитель. В зависимости от производственной необходимости в нее добавляют большее количество пунктов. Главное – ее полезность и актуальность.