Должностная инструкция на менеджера по персоналу: нюансы написания и примеры
Люди являются самым главным активом в любой компании. Если технологии можно скопировать, а процессы усовершенствовать, то ценные кадры, лояльные к фирме и способные прикладывать большое количество усилий для достижения ее целей и миссии, являются серьезным конкурентным преимуществом.
Именно поэтому менеджер по персоналу является одним из главных лиц в организационной структуре предприятия. Для него существуют должностные инструкции, которые призваны максимизировать эффективность его деятельности.
Описание должности и ее особенности
У каждой должности существует ряд особенностей, связанных с теми требованиями, которые предъявляются к кандидату, правами, обязанностями, ответственностью и т. д. Так, менеджер по кадрам должен хорошо ориентироваться в правовых актах, связанных с деятельностью по управлению сотрудниками.
Кроме того, на роль менеджера могут претендовать специалисты, которые подходят под следующие требования:
- Понимание основ и механизмов рыночной экономики и предпринимательства.
- Знание основ маркетинга.
- Постоянное совершенствование в области знания современных концепций управления кадрами.
- Умение выстраивать систему контроллинга и оценки персонала (и в зависимости от нее систему мотивации).
- Знание основ психологии (в том числе общей, социальной и психологии труда).
- Способность анализировать конъюнктуру рынка кадров, а также ориентироваться в ситуации на рынке образовательных услуг.
- Знание методов обучения работников и повышения их квалификации.
- Понимание основ общего менеджмента.
Интересно, что в отличие от многих других должностей, на эту должность могут взять человека, который имеет неполное высшее образование. При этом многие компании гораздо больше ценят релевантный опыт работы и требуют наличие стажа от одного года.
Менеджер в своей деятельности будет руководствоваться законами РФ, уставом компании и другими внутренними документами, а также приказами руководства.
Подробную информацию о задачах и целях данной должности вы можете узнать из следующего видео:
Для чего необходим данный документ
Необходимость должностной инструкции обеспечена тем, что она позволяет урегулировать все спорные моменты, возникающие между работодателем и сотрудником. Кроме того, она конкретизирует обязанности менеджера, что, в свою очередь, позволяет оценивать то, насколько хорошо он выполняет свои обязанности.
На основе требований, приведенных в инструкции, можно производить отбор кандидатов на позицию: это позволяет существенно сократить временные затраты на процесс поиска, а также найти кандидатуру, максимально подходящую по своим знаниям и навыкам.
Также документ призван закрепить полномочия менеджера и облегчить его взаимодействие с различными подразделениями в компании. Наконец, он необходим для того, чтобы предотвратить дублирование функций (например, функций непосредственных руководителей отдела и менеджера по персоналу).

Как выглядит и заполняется форма приказа о премировании сотрудников – читайте в этом материале.
Кто его составляет и утверждает
Должностная инструкция в нашей стране не является документом, обязательным с юридической точки зрения. Однако, она необходима для того, чтобы конкретизировать многие аспекты, связанные с особенностью должности. В инструкцию можно вносить изменения, но таким образом, чтобы они не противоречили заключенному трудовому договору. В ином случае любые изменения должны оговариваться с работником.
Инструкцию для менеджера по кадрам будет составлять его непосредственный руководитель. После этого она должна утверждаться руководителем компании. При приеме на работу новоиспеченный кадровик должен ознакомиться с содержанием документа и подтвердить ознакомление своей подписью.
Основные положения
Чаще всего инструкция делится на 4 раздела, каждый из которых описывает различные особенности должности:
- Общие положения – раздел, в котором указываются требования к претенденту на должность, а также те документы, которыми он будет руководствоваться в своей деятельности. Кроме того, указывается непосредственный начальник (это может быть директор по персоналу, руководитель компании или начальник службы кадров).
- Должностные обязанности – часть, в которой рассматривается спектр вопросов, которые находятся в ведении менеджера. Так, среди них выделяются: осуществление найма работников, консультация руководителей по вопросам, связанным с управлением персоналом, проведение мероприятий по адаптации и оценке деятельности сотрудников и т. д.
- Права – раздел, в котором раскрываются права данного сотрудника (в частности, на доступ к конфиденциальной информации, предоставление решений по совершенствованию работы компании и принятие решений в пределах своей компетенции).
- Ответственность – самый короткий раздел, в котором указаны ситуации, в которых менеджер несет ответственность за свои действия: это невыполнение должностных обязанностей, нарушение внутренних правил организации, а также несоблюдение инструкций.
Таким образом, менеджер по кадрам является ключевым звеном в организации, позволяющим грамотно выстроить работу других сотрудников и обеспечить им условия для эффективного достижения целей. В конечном итоге, его работа серьезно сказывается на прибыльности компании. Соответственно, инструкция должна быть прописана максимально четко.