Для чего нужна и как написать должностную инструкцию начальника отдела продаж
Управление персоналом является одним из наиболее сложных процессов в компании. При этом от того, насколько грамотно оно организовано, зависит вся деятельность организации.
Должностная инструкция является одним из документов, позволяющих упорядочить управление кадрами.
Описание должности
Начальник отдела продаж по классификации является представителем руководящей категории. Он должен обладать большим количеством навыков и знаний. В первую очередь это касается знания различных областей законодательства – не только коммерческого, но и финансового и гражданского (поскольку именно его отдел отвечает за реализацию маркетингового плана и осуществление большинства операций, связанных с оптовыми и розничными продажами товаров и услуг).
Кроме того, руководитель данного отдела должен ориентироваться в следующих областях:
- Профиль и специализация той компании, в которой он намеревается работать.
- Основы ценообразования и маркетинга.
- Порядок разработки различных соглашений в сфере продаж.
- Базовые принципы, связанные с финансовым планированием.
- Основы технико-экономического анализа компании.
Как грамотно составить должностную инструкцию завхоза предприятия – читайте в этой статье.
Для чего нужен этот документ
Должностная инструкция необходима для того, чтобы закрепить те или иные функции за конкретными сотрудниками. Это позволяет избежать дублирования функций (которое в большинстве случаев сопряжено с дополнительными затратами).
Кроме того, она является одним из важных условий для построения систем контроллинга и мотивации. Только в случае ее наличия можно будет четко отследить результаты каждого работника и подразделения и сделать выводы об эффективности организации деятельности в компании.
Составлением подобного документа для ведущего специалиста отдела продаж занимается либо коммерческий директор совместно с представителем службы персонала (в случае, если службы маркетинга и продаж подчинены одному руководителю), либо менеджер по персоналу при условии согласования с руководителем компании (в случае, если вышеназванные отделы управляются независимо друг от друга).
Инструкция должна быть обязательно подписана директором организации, а также сотрудником, принимаемым на работу. В случае выявления каких-либо несоответствий по сравнению с текстом трудового договора, работодатель обязан пересмотреть его содержание.
Информация о том, как данный документ работает в качестве элемента управления, представлена на следующем видео:
Структура и содержание
В инструкции для начальника отдела продаж есть 4 основных положения: общие положения, должностные обязанности, права и ответственность.
В первом разделе указывается непосредственный руководитель сотрудника, а также порядок назначения на должность или увольнения. Кроме того, здесь перечисляются нормативные акты, законы и внутренние документы, которыми должен руководствоваться данный специалист.
Во втором разделе перечисляются основные функции работника:
- Руководство над осуществлением сбыта продукции.
- Участие в формировании политики скидок.
- Сбор и анализ информации с точек продаж.
- Организация обучения и тренингов персонала.
- Осуществление работы с клиентской базой.
- Участие в мероприятиях по продвижению.
- Контроль над задолженностями клиентов и т. д.
В права начальника входит возможность установления служебных обязанностей для своих подчиненных, требование обеспечения условий, необходимых для эффективного выполнения работы, получение информации, связанной с выполнением функций. Кроме того, этот сотрудник имеет право представления интересов компании при взаимодействии с различными контрагентами и государством, а также обладает возможностью вносить предложения по совершенствованию различных функций, связанных с продажами.
Наконец, ответственность для руководителя отдела продаж наступает в том случае, если он не соблюдает инструкции или приказы, действующие в компании, не хранит коммерческую тайну или плохо выполняет свои обязанности.