Как составить грамотную должностную инструкцию официанта?
Официант – это представитель заведения. Именно он проводит больше всего времени с посетителями, ему приходится больше всех остальных общаться с людьми и подстраиваться под гостей.
Работник должен обладать приятным внешним видом, коммуникабельностью и умением сглаживать конфликтные ситуации. Также он должен уметь не смешивать работу и личную жизнь.
Что входит в его обязанности?
Существует общепринятый составленный список обязанностей, который вряд ли кто-либо дочитывает до конца. Но, устраиваясь на данную должность, нужно знать свои трудовые функции.
Итак, человеку необходимо:
- Вежливо и приветливо обращаться с гостями заведения. С момента, когда посетитель открывает дверь, и до момента, когда дверь за ним закрывается, работник этой должности обязан излучать тепло, готовность и желание помочь человеку вне зависимости от его внешности, характера или финансового положения.
- Наизусть знать и ориентироваться в меню. Под этим пунктом подразумевается знание способа приготовления всех блюд, их внешнего вида, времени готовки, способа подачи, состава и других мелочей, если они есть.
- Отлично ориентироваться в винной карте, а также в меню напитков и коктейлей. Нужно знать состав и способ приготовления всех напитков, а также названия и характеристики всех вин. В редких случаях можно обратиться за помощью к бармену. Лучше лишний раз перестраховаться, чем потом получить отказ клиента от заказа.
- Знать, каких продуктов сейчас нет на кухне и какие блюда из меню в данный момент повар приготовить не может. Официант должен постоянно быть в курсе изменения количества продуктов, а также изменений в меню заведения. Необходимо сразу же предупреждать клиентов, что такое-то блюдо отсутствует или же приготовлено по другому рецепту.
- Качественно и быстро исполнять все правила обслуживания посетителей, учитывая специфику и особенности заведения.
- Знать и выполнять правила и порядок сервировки стола. Работник должен разбираться в сервировке посуды, стекла, приборов и столового белья.
- Содержать в чистоте и порядке столы, посуду, белье. При необходимости менять скатерть и заново сервировать стол.
- Уметь все время посвящать клиентам. Посетителя всегда необходимо держать в поле зрения. Если ему что-то понадобится, сразу же уточнять и выполнять заказ. Также нужно окружать его вниманием, интересоваться, понравилось ли ему блюдо, желать приятного аппетита. Всегда нужно быть доброжелательным и готовым помочь.
- Подбирать уместный внешний вид. Визитная карточка заведения – это официант. И от его имиджа зависит репутация. Форма должна быть чистой, прическа ухоженной и не распущенной, косметика неброской, обувь удобной, а духи – в меру и ненасыщенные.
- Подчиняться распоряжениям администратора и более высшего руководства. Важно в любом случае соблюдать субординацию, причем это не зависит от возраста или еще каких-либо признаков начальника.
- Правильно заполнять и подавать счет. Важно, чтобы в нем были указаны все блюда, а все цифры были четкими и понятными. После того, как посетитель расплатится, нужно вежливо вынести ему сдачу. Официант обязан приветливо провести гостя, и неважно при этом, сколько чаевых он оставил и оставил ли вообще.
- Быть абсолютно здоровым на работе. Важно, чтобы гостей обслуживал человек со здоровым внешним видом и бодрым расположением духа. Также по закону раз в год он должен проходить медицинскую комиссию.
- Быть трезвым на рабочем месте.
- Знать полностью технику безопасности. Важно уметь правильно себя вести в критических ситуациях. Работник должен уметь обращаться с клиентами в случае пожара или теракта. Также техника безопасности важна, чтобы оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, так как в заведениях часто заказывают горячие блюда или напитки, и присутствует шанс разлить их на себя. Должность подразумевает знание всех выключателей газа, воды и электричества в помещении.
Вот такие обязанности должен выполнять данный рабочий. Делать это нужно добросовестно, тогда перед вами откроются двери, ведущие к повышению.

Что собой представляют правила внутреннего трудового распорядка на предприятии – смотрите тут.
Зачем нужна ДИ?
Стоит отметить, что соблюдение должностной инструкции в любой профессии и на любом предприятии необходимо. Игнорирование этой обязанности может привести к плохим последствиям, начиная от увольнения и заканчивая нарушением здоровья работника и его клиентов.
Это документ, в соответствии с которым человека принимают на работу, назначают ему обязанности, а также увольняют. Он существует, чтобы между сотрудником и работодателем не возникало спорных моментов, чтобы каждый знал, что он должен делать, а чего не должен.
Инструкция часто используется при возникновении конфликтов, которые дошли до суда.
Подробнее о необходимости применения данного документа вы можете узнать из следующего видео:
Основные разделы
Документ содержит в себе несколько основных пунктов, которые характеризуют работу официанта:
- Общие положения. В этом разделе описываются те нюансы, которые нужны при приеме на работу. Также здесь может содержаться информация о том, что работник должен знать.
- Должностные обязанности. Этот пункт раскрывает трудовые функции сотрудника.
- Права. Раздел акцентирует внимание на правах самого работника.
- Ответственность. Этот пункт полностью описывает ответственность за нанесение какого-либо ущерба предприятию или посетителям.
- Условия выполняемой работы. Этот раздел пишется, чтобы предупредить конфликты между сотрудником и работодателем.
Таким образом, работа официанта требует больших усилий, знаний и опыта. Однако при успешном ее освоении есть отличная возможность продвинуться выше по карьерной лестнице и стать успешным человеком в сфере обслуживания.