Как составить грамотную должностную инструкцию официанта?

нюансы работыОфициант – это представитель заведения. Именно он проводит больше всего времени с посетителями, ему приходится больше всех остальных общаться с людьми и подстраиваться под гостей.

Работник должен обладать приятным внешним видом, коммуникабельностью и умением сглаживать конфликтные ситуации. Также он должен уметь не смешивать работу и личную жизнь.

Что входит в его обязанности?

Существует общепринятый составленный список обязанностей, который вряд ли кто-либо дочитывает до конца. Но, устраиваясь на данную должность, нужно знать свои трудовые функции.

Итак, человеку необходимо:

  • Вежливо и приветливо обращаться с гостями заведения. С момента, когда посетитель открывает дверь, и до момента, когда дверь за ним закрывается, работник этой должности обязан излучать тепло, готовность и желание помочь человеку вне зависимости от его внешности, характера или финансового положения.
  • Наизусть знать и ориентироваться в меню. Под этим пунктом подразумевается знание способа приготовления всех блюд, их внешнего вида, времени готовки, способа подачи, состава и других мелочей, если они есть.
  • Отлично ориентироваться в винной карте, а также в меню напитков и коктейлей. Нужно знать состав и способ приготовления всех напитков, а также названия и характеристики всех вин. В редких случаях можно обратиться за помощью к бармену. Лучше лишний раз перестраховаться, чем потом получить отказ клиента от заказа.
  • Знать, каких продуктов сейчас нет на кухне и какие блюда из меню в данный момент повар приготовить не может. Официант должен постоянно быть в курсе изменения количества продуктов, а также изменений в меню заведения. Необходимо сразу же предупреждать клиентов, что такое-то блюдо отсутствует или же приготовлено по другому рецепту.
  • Качественно и быстро исполнять все правила обслуживания посетителей, учитывая специфику и особенности заведения.
  • Знать и выполнять правила и порядок сервировки стола. Работник должен разбираться в сервировке посуды, стекла, приборов и столового белья.
  • Содержать в чистоте и порядке столы, посуду, белье. При необходимости менять скатерть и заново сервировать стол.
  • Уметь все время посвящать клиентам. Посетителя всегда необходимо держать в поле зрения. Если ему что-то понадобится, сразу же уточнять и выполнять заказ. Также нужно окружать его вниманием, интересоваться, понравилось ли ему блюдо, желать приятного аппетита. Всегда нужно быть доброжелательным и готовым помочь.
  • Подбирать уместный внешний вид. Визитная карточка заведения – это официант. И от его имиджа зависит репутация. Форма должна быть чистой, прическа ухоженной и не распущенной, косметика неброской, обувь удобной, а духи – в меру и ненасыщенные.
  • Подчиняться распоряжениям администратора и более высшего руководства. Важно в любом случае соблюдать субординацию, причем это не зависит от возраста или еще каких-либо признаков начальника.
  • Правильно заполнять и подавать счет. Важно, чтобы в нем были указаны все блюда, а все цифры были четкими и понятными. После того, как посетитель расплатится, нужно вежливо вынести ему сдачу. Официант обязан приветливо провести гостя, и неважно при этом, сколько чаевых он оставил и оставил ли вообще.
  • Быть абсолютно здоровым на работе. Важно, чтобы гостей обслуживал человек со здоровым внешним видом и бодрым расположением духа. Также по закону раз в год он должен проходить медицинскую комиссию.
  • Быть трезвым на рабочем месте.
  • Знать полностью технику безопасности. Важно уметь правильно себя вести в критических ситуациях. Работник должен уметь обращаться с клиентами в случае пожара или теракта. Также техника безопасности важна, чтобы оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, так как в заведениях часто заказывают горячие блюда или напитки, и присутствует шанс разлить их на себя. Должность подразумевает знание всех выключателей газа, воды и электричества в помещении.

Вот такие обязанности должен выполнять данный рабочий. Делать это нужно добросовестно, тогда перед вами откроются двери, ведущие к повышению.

документооборот фирмыКак написать должностную инструкцию исполнительного директора – читайте в этой статье.

Что собой представляют правила внутреннего трудового распорядка на предприятии – смотрите тут.

Зачем нужна ДИ?

необходимость документацииСтоит отметить, что соблюдение должностной инструкции в любой профессии и на любом предприятии необходимо. Игнорирование этой обязанности может привести к плохим последствиям, начиная от увольнения и заканчивая нарушением здоровья работника и его клиентов.

Это документ, в соответствии с которым человека принимают на работу, назначают ему обязанности, а также увольняют. Он существует, чтобы между сотрудником и работодателем не возникало спорных моментов, чтобы каждый знал, что он должен делать, а чего не должен.

Этот документ позволяет адекватно оценить нагрузку на работника, а также степень ответственности, с которой он способен справиться.

Инструкция часто используется при возникновении конфликтов, которые дошли до суда.

Подробнее о необходимости применения данного документа вы можете узнать из следующего видео:

Основные разделы

Документ содержит в себе несколько основных пунктов, которые характеризуют работу официанта:

  • Общие положения. В этом разделе описываются те нюансы, которые нужны при приеме на работу. Также здесь может содержаться информация о том, что работник должен знать.
  • Должностные обязанности. Этот пункт раскрывает трудовые функции сотрудника.
  • Права. Раздел акцентирует внимание на правах самого работника.
  • Ответственность. Этот пункт полностью описывает ответственность за нанесение какого-либо ущерба предприятию или посетителям.
  • Условия выполняемой работы. Этот раздел пишется, чтобы предупредить конфликты между сотрудником и работодателем.
Здесь вы можете бесплатно скачать образец этого документа

Таким образом, работа официанта требует больших усилий, знаний и опыта. Однако при успешном ее освоении есть отличная возможность продвинуться выше по карьерной лестнице и стать успешным человеком в сфере обслуживания.

Автор статьи:
-
0
+
Отправить комментарий