Как составить грамотную должностную инструкцию охранника?
В штатном расписании многих компаний присутствует должность охранника. Нередко они обслуживают частных нанимателей. Охране подлежат как различные объекты, так и люди.
В различных сферах к представителям данной профессии предъявляются разные требования.
Описание должности
Главная и единственная цель службы охраны – обеспечить сохранность объекта, будь то детский сад, магазин, больница, ночной клуб или гостиница. Особенность должности заключается в том, что от людей, занимающих её, требуется предельная внимательность и ответственность.
Охранник должен замечать то, что обычные люди оставляют без внимания. Это может быть заедающий замок, плохо закрывающаяся форточка, груда пустых коробок под лестницей в магазине и т. д. Задача работника, какой бы объект он не охранял, уметь думать как преступник и предугадывать ситуации.
Они подразделяются на:
- сотрудников предприятий, работающих на объектах;
- водителей-охранников;
- сотрудников групп быстрого реагирования;
- личных телохранителей.
Деятельность сотрудника регулируется должностной инструкцией. Он должен пройти специальное обучение и получить удостоверение.
Стандарты оформления и содержания данного документа по ГОСТу вы можете узнать из следующего видео:
Нюансы составления документа
Обязанности службы охраны устанавливаются законодательством. Должностная инструкция – это документ, который, с одной стороны, является сводом правил для сотрудника, занимающегося охраной объектов, ценностей и людей, с другой – играет роль своеобразной защиты руководства предприятия, таким образом перекладывающего часть ответственности на плечи работника, который за качественное выполнение обязанностей вознаграждается заработной платой.
Согласно Законодательству, инструкция не входит в перечень обязательных документов. Если её нет, это не считается нарушением. Трудовые обязанности в полном объёме могут быть перечислены в договоре, заключаемом работодателем и сотрудником. Однако, большинство руководителей решают причислить должностные инструкции к списку необходимых документов. Она включает в себя:
- пределы ответственности сотрудника;
- круг должностных обязанностей;
- трудовые функции;
- квалификационные требования и т. д.
Поскольку документ не является обязательным, руководитель предприятия сам решает, в какой форме он должен быть составлен. Разработку его, как правило, поручают сотрудникам кадровых отделов. Также разработкой могут заниматься руководители подразделений, в ведении которых находятся конкретные лица.
ДИ может быть самостоятельным документом или приложением к трудовому договору. В обоих случаях после ознакомления охранник должен поставить в нем свою роспись. Ему на руки выдаётся один экземпляр документа.
Какие сведения должна включать должностная инструкция специалиста по охране труда – читайте в этом материале.
Основные разделы
Инструкция должна в полной мере определить функции сотрудника. Составляется документ в стандартной форме и включает такие пункты, как:
- Общие положения – освещается статус охранника, кому он подчиняется, на какие правовые документы и законы опирается в своей деятельности (должен быть полный перечень).
- Должностные обязанности перечисляются применительно к охраняемым объектам. Охранник должен точно знать рамки охраняемой зоны и свои полномочия. Данный раздел является основным, так как в нём чётко определяется, что должен делать сотрудник. Если что-то не учтено, работник вправе не выполнять неуказанные в инструкции обязанности.
- В разделе «Права сотрудника» определяются его взаимоотношения с руководством, которое обязано создать для него качественные условия труда, а также права в отношении злоумышленников, посягающих на собственность предприятия.
- В разделе «Ответственность» определяются пределы ответственности работника. Как правило, речь не идёт о материальной ответственности. Как и другие сотрудники, охранник материально ответственен только за собственноручно нанесённый ущерб. За превышение полномочий он может быть привлечён к административной и даже к уголовной ответственности.
По необходимости в инструкцию вносятся изменения, о чём администрация в обязательном порядке под роспись информирует сотрудника.