Как разработать грамотную должностную инструкцию педагога-психолога
Перед образовательными учреждениями России в течение последних лет стоит актуальная задача перехода на новые образовательные стандарты, задающие четко ограниченные жесткие требования к работе педагогических коллективов школ, колледжей и детских садов, в том числе и к педагогам-психологам.
О том, нужна ли им должностная инструкция и что в ней следует указать, и пойдет речь в нашей статье.
Описание должности
Педагог-психолог – специалист, имеющий или высшее психологическое образование, или педагогическое образование, дополненное специальностью «психология».
Он владеет психологическими методиками на современном уровне их развития, самостоятельно выделяет приоритеты в работе с участниками педагогического процесса, активно осваивает передовой опыт по направлению своей деятельности и внедряет его в своем образовательном учреждении.
С введением новых образовательных стандартов на него возложены очень важные задачи:
- Адекватная оценка результатов введения этих стандартов.
- Влияние на вводимые стандарты путем создания индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося.
Он проводит психологическую диагностику, пользуясь современными образовательными ресурсами, консультирует воспитанников, их родителей, педагогов по запросам и по актуальным проблемам.
Он проводит развивающую и коррекционную работу с воспитанниками, оценивает, насколько эффективно педагогический коллектив ведет образовательную деятельность.
Специалист имеет рабочую неделю продолжительностью 36 часов, часть которой он имеет право проводить за пределами образовательного учреждения. Это время должно быть использовано на подготовку к консультированию, анализ полученных данных, на самообразование. Для него предусмотрен отпуск в 42 или 56 рабочих дней (в зависимости от типа учреждения). Осуществляя свою деятельность, он должен руководствоваться должностной инструкцией.
Как правильно заполнить журнал учета проверок юридического лица – читайте в этой статье.
Зачем нужен этот документ
Инструкция позволяет объективно провести аттестацию педагогических работников, от успешного прохождения которой зависит их категория и, соответственно, уровень заработной платы. Такой документ позволяет корректно распределить обязанности между сотрудниками смежных и похожих должностей.
Если необходимо наложить дисциплинарное взыскание на работника или уволить его в связи с несоответствием должности, которую он занимает, именно инструкция поможет обосновать необходимость этих мер.
Проанализировать инструкцию на предмет ее соответствия законам РФ должен работник юридического отдела, именно с этим отделом ее рекомендуется согласовать.
Под документом обязательна подпись того лица, в отношении которого он составлен и будет действовать. Каждая организация вправе предусмотреть его визирование руководителем структурного подразделения, если это предусмотрено ее правилами делопроизводства. Директор учреждения должен утвердить должностную инструкцию, без его подписи она не действительна.
О том, как составить эффективную инструкцию на примере предприятия, смотрите на следующем видео:
Основные разделы
Основными пунктами документа являются:
- Общие положения – раздел содержит требования к уровню образования, кем назначается и кому подчиняется педагог-психолог, какие законы, правила и нормы лежат в основе его работы.
- Цели и задачи работы специалиста.
- Функции – раздел содержит направления деятельности (психологическое сопровождение, профилактика дезадаптации, оказание психологической поддержки).
- Должностные обязанности – в этом разделе очерчен диапазон обязанностей педагога-психолога по сопровождению, созданию благоприятных условий для развития обучающихся, диагностике и мониторингу, коррекционной работе, ведению документации, консультированию и методической работе в учреждении.
- Права – раздел содержит перечень прав специалиста на участие в управлении организацией, защиту своих интересов, выбор методов работы, аттестацию и повышение квалификации.
- Ответственность – здесь очерчивается перечень проступков, за которые он может нести дисциплинарную и административную ответственность (неисполнение Устава, распоряжений руководства, нарушение прав и свобод участников педпроцесса, применение по отношению к ним насилия, причинение ущерба).
- Взаимоотношения, связи по должности – в этом разделе указан рабочий график, периодичность отчетности и планирования своей деятельности, направления взаимодействия с администрацией, педагогами и родителями обучающихся.
Заканчивается документ фразой «с инструкцией ознакомлен», после которой стоит подпись педагога-психолога.