Зачем нужна и что содержит должностная инструкция технического директора ООО
Практически на любом крупном предприятии или организации существует такая руководящая должность, как технический директор.
О том, чем он занимается, какие требования к нему предъявляют, нужна ли ему инструкция и что в нее входит, и пойдет речь в нашей статье.
Особенности данной должности
Кроме общих требований знания нормативных актов, нормативов отрасли и основ экономики и управления, технический директор несет основную ответственность за развитие производственной части предприятия (не важно, промышленное это предприятие, строительная организация, торговая компания или IТ-отрасль).
Он решает примерно такие вопросы:
- поддержание профессионального уровня подчиненных;
- связанные с использованием производственных мощностей, их обновление;
- расширение и улучшение ассортимента (технические моменты в плане изменения структуры производства, наличия нужных кадров);
- разработка и реализация намеченных проектов развития производственной части;
- контроль за правильностью реализации принятых проектов и решений;
- контроль за трудовой дисциплиной;
- контроль за исполнением экологического законодательства;
- улучшение культуры производства;
- оформление интеллектуальных прав на изделия и изобретения, получение патента;
- лицензирование (получения допуска в СРО).
Технический директор руководит или одним отделом, или одним или несколькими подразделениями. На крупном предприятии у него есть несколько заместителей, ответственных за отдельное направление работы. На предприятии, относимом к среднему (до 100 человек), перечисленный объем вопросов решается одним человеком (при условии невысокого уровня сложности).
Он является связующим звеном между маркетологами, финансистами и представителями производственной части. Зная потребности своего отдела или своих подразделений, он может сделать их понятными маркетологам и финансистам, те же принимают соответствующие решения по изменению политики компании или вносят изменения в планы.
Как правильно заключить трудовой договор с генеральным директором – смотрите в этой статье.
Целесообразность ДИ в компании
В Трудовом Кодексе такого понятия нет. Прямого требования иметь её тоже. Зато в законе говорится об обязанности работодателя ограничивать свои требования к работникам согласно их должностным обязанностям. Это и ряд других положений приводит к необходимости наличия в организациях должностных инструкций.
Инструкция нужна и работодателю, и работнику. Первый вправе требовать исполнения конкретных обязанностей, второй имеет возможность защититься от произвола. Отсутствие же такого документа скорее на руку работнику, если тот не поддается давлению.
В крупных организациях инструкция помогает упорядочить деятельность сотрудников, когда руководитель объективно не в состоянии заниматься контролем деятельности всех подчиненных. Пренебрежительное отношение к составлению документа нельзя назвать оправданным. Его отсутствие не спасет работодателя при разбирательстве в суде. В целях восполнить пробел используются примерные инструкции из квалификационных справочников.
Документ составляется в отделе кадров или юристом. Если должность имеет специфический характер, и нормативная документация, связанная с пониманием обязанностей, требует особенных знаний (обязанности тех же инженеров-программистов, электриков, проектировщиков), привлекается знаток в соответствующей области. Основой служат квалификационные справочники.
В некоторых организациях (крупные холдинги или корпорации) работают люди, занятые исключительно составлением подобных документов и их обновлением. Некоторые из них могут не изменяться много лет, другие же постоянно нуждаются в обновлении (особенно это касается технических профессий).
Подробную информацию о том, зачем нужен данный документ, вы можете почерпнуть из следующего видео:
Основные разделы документа
Инструкции по своему строению схематичны:
- Общие положения: наименование документа, для чего издается, порядок назначения на должность.
- Квалификационные требования: критерии к назначаемому на должность человеку (уровень образования, стажа), требования к знанию нормативных актов, нормативов по отрасли.
- Обязанности – за какой круг вопросов человек ответственен, какие у него для их решения есть полномочия.
- Права, касающиеся высказывания мнений насчет внесения изменений, связанных с его областью ответственности.
- Порядок взаимодействия с подчиненными – издание приказов или распоряжений, составление докладной записки, проекта и т. д.
Это не единственный вариант распределения и наименования разделов, есть другие, чем сложнее устройство компании, тем сложнее инструкция, и тем она объемнее.