Как правильно вести журнал учёта счетов-фактур?
Книга регистрации счетов-фактур – документ, который заполняют все посредники для последующей передачи в налоговую инспекцию.
Делается это для того, чтобы у налоговой была возможность следить за суммами продаж и оплаты услуг, реализуемых предприятием через посредника, и на основе этих наблюдений делать вывод о том, адекватен ли размер налоговых отчислений организации.
Кто и когда его заполняет?
В понятие «посредники», которым предписано заполнение документа, входят:
- Комиссионеры и агенты – посредники, от своего имени действующие вместо других людей: осуществляющие работу с документами, поиск и покупку недвижимости, рекламу чужих товаров и услуг.
- Экспедиторы – организующие поставки других людей с использованием услуг наемных специалистов, но сами занимающиеся исключительно организационной частью вопроса.
- Застройщики – организующие строительство с использованием услуг профессиональных строителей, но не участвующие в нем непосредственно.
Заполняться книга должна всякий раз, когда появляется новый счет-фактура, требующий учета. Интересно, что посредник, реализующий товары, заполнять ее не должен, поскольку в процессе не образуется счетов-фактур, которые требовалось бы учитывать.
Последние изменения в ведении документа вы можете узнать из следующего видео:
Какие счеты-фактуры требуют регистрации?
Существуют частные случаи, требующие регистрации, однако в общем виде к счетам, которые нужно зафиксировать, относят:
- Выставленные посредниками от их имени покупателю, заинтересованному в покупке их услуг, товаров, работ, прав на имущество.
- Выставленные заказчиками покупателю за те услуги, товары и права, которые реализовал посредник.
- Выставленные заказчику посредником за приобретенные для него услуги, товары и права.
- Выставленные продавцом заказчику за приобретенные у него с помощью посредника услуги, товары и права.
Счета, которые должен оплатить заказчик, чтобы заплатить посреднику за работу, нигде не регистрируются кроме налоговой декларации, по которой потом можно будет отследить этот платеж.
Заполняется журнал каждый квартал, срок сдачи в ФНС – до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Для чего нужна товарно-транспортная накладная – вы можете узнать в этом материале.
Правила и порядок заполнения
Книгу можно вести двумя способами:
- На бумаге. Поскольку бумажная бухгалтерия постепенно отмирает из-за больших затрат времени и сил, которые уходят на ведение, оформлять документ на бумаге могут только налоговые агенты и плательщики НДС.
- В электронном виде. Поскольку такое заполнение подразумевает множество плюсов, можно отправить документы в налоговую электронным письмом – оно считается более целесообразным и давно уже поставлено на поток.
В любом случае, в каком бы виде не заполнялся журнал, сдавать его придется в электронной форме, что указано в п. 5.2 ст. 174 НК РФ, потому и заполнять его лучше сразу на компьютере. Делать это нужно в хронологическом порядке, не допуская ошибок.
В первой части документа («Выставленные счета») по графам:
- Номер записи.
- Дата выписки.
- Код операции.
- Номер и дата счета.
- Номер и дата его исправления.
- Номер и дата счета, если он корректировочный.
- Номер и дата его исправления.
- Покупатель.
- Его ИНН/КПП.
- Наименование продавца.
- Его ИНН/КПП.
- Номер и дата счета (из графы 4).
- Наименование валюты, ее код.
- Стоимость услуг или товаров.
- НДС.
- Разница в стоимости по корректировочному счету в случае уменьшения.
- В случае увеличения.
- Разница в НДС в таком же случае при уменьшении.
- При увеличении.
При этом, если покупателей было несколько, допустимо указать их через точку с запятой, если счет был выставлен один на всех. Если каждый заказчик или покупатель спровоцировал появление новой фактуры, начинать следует с самого начала.
Во второй части («Принятые счета») указывают:
- Номер записи.
- Дата получения.
- Код способа выставления.
- Код вида операции.
- Номер счета.
- Дата его составления.
- Номер счета, если он корректировочный.
- Его дата.
- Номер исправления.
- Его дата.
- Наименование продавца.
- Его ИНН/КПП.
- Наименование и код валюты.
- Стоимость товаров или работ.
- В том числе НДС.
- Разница в стоимости по корректировочному счету в случае уменьшения.
- В случае увеличения.
- Разница в НДС в таком же случае при уменьшении.
- При увеличении.
Заполнять документ нужно максимально аккуратно – за ошибку посредника могут оштрафовать.