Мемориальный ордер: его характеристика, назначение и инструкция по заполнению
При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности вопросы бухгалтерского учета и отчетности играют очень существенное значение по многим причинам, поскольку лежат в основе налогообложения, а также дают представление о результативности этой деятельности.
На сегодняшний день применяется несколько видов систем бухучета, и достаточно широкое место среди них занимает мемориально-ордерная.
Что это такое?
Мемориально-ордерная система учета – используемая повсеместно система бухгалтерского учета, при которой на каждую совершенную операцию финансово-хозяйственной деятельности в отчетном периоде составляется самостоятельная проводка, т.е. мемориальный ордер, в котором отражаются суммы операций по счетам с разбивкой на две позиции: дебет и кредит.
Указанная система применяется организациями и предприятиями, осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность. Разновидность учетной системы выбирается с учетом специфики работы юр. лица.
Принцип учета
Анализируемая форма учета сочетает в себе учетные регистры как карточные, так и книжные, т.е. его осуществление происходит за счет ведения карточек, табличных ведомостей, которые выступают в качестве альтернативы главной книге, а основой выступает сам мемориальный ордер.
Учет строится по принципу последовательных действий:
- Оформление ордера на конкретную операцию (группу схожих операций), к которому подлежит прилагать все документы, которые выступили в качестве основания к его оформлению.
- Каждая оформленная проводка записывается в регистрационный журнал с соблюдением хронологии. Идет сплошная нумерация ордеров, и, соответственно, они регистрируются в порядке очередности.
- Оформленная ордером и зарегистрированная проводка подлежит занесению в карточки, табличные ведомости или в саму главную книгу.
По сути, внешне учет будет выглядеть в виде таблицы как для отдельной операции, так и для учета за конкретный период, с разбивкой на несколько граф:
- Наименование операции, ее дата.
- Корреспондентские счета, состоящие из графы дебет и кредит.
- Сумма.

Как правильно оформить отпуск с последующим увольнением – смотрите здесь.
Плюсы и минусы
Как и любая система учета, учетная форма на основе мемориальных ордеров имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным стоит отнести:
- Обязательная регистрация ордеров в хронологическом порядке обеспечивает их сохранность и дает возможность осуществлять полный контроль оборотных сумм по дебету и кредиту.
- Главная книга строится по особому принципу, который также дает более полное представление о правильности и достоверности сделанных записей и правильности учета и движениям по счетам.
- Возможность более полного и простого сведения ведомостей аналитического учета с данными по синтетическим счетам, отражающимися в оборотных ведомостях.
- Возможность проверки точности и полноты записей хозяйственных операций за счет разделения синтетического учета на хронологический, который осуществляется посредством ведения журнала, и систематический, который сосредотачивается в главной книге.
Отрицательными сторонами считаются:
- Объемность работы по оформлению, когда каждая операция подлежит записи в нескольких документах, что может привести к совершению механических ошибок и опечаток при переписывании сведений.
- Обособление учета аналитического от синтетического за счет ведения нескольких самостоятельных регистров, что требует постоянной сверки данных по каждому виду между собой.
- Достаточно проблематично отыскать записи с ошибками.
- Сама система построена на рукописном оформлении и не адаптирована для электронного ведения.
Как заполнить ордер?
После получения первичной документации бухгалтером, которая выступает в качестве основания к оформлению ордера и подлежит хранению при нем, требуется заполнить графы документа, который представлен в виде бланка строго определенной формы:
- Графа «Мемориальный ордер №» – цифрами указывается порядковый номер, следующий за предыдущим зарегистрированным документом.
- Графа «дата» – указывается число, месяц и год заполнения.
- Графа «сумма прописью» – прописью с большой буквы заполняется сумма по платежу, выражающаяся в рублях, и цифрами сумма в копейках.
- Графа «сумма» – дублируется запись из предыдущей графы в виде цифр с разграничением копеек и рублей через знак «тире».
- Графа «ИНН» отображает индивидуальный номер плательщика налогов при условии, что получателем выступает юридическое лицо.
Храниться ордер с сопутствующей первичной документацией должен в течение 5 лет.