Как заполнить отчет о финансовых результатах по строкам и их расшифровка
Каждая компания должна не только организовывать свою деятельность с позиций повышения эффективности управления капиталом, материальными и трудовыми ресурсами, но также и оценивать результаты за определенный период. С одной стороны, это необходимо для того, чтобы поощрять сотрудников, которые хорошо выполняют свои обязанности, а с другой стороны – это позволяет выявить проблемы, которые есть в деятельности организации, и найти пути решения.
Одним из способов оценки является отчет о финансовых результатах (ранее он назывался отчет о прибылях и убытках).
Что это такое?
Данный документ представляет собой основную форму бухгалтерской отчетности. В нем приводится характеристика финансовых результатов компании за определенный период, который называется отчетным. Основная информация, содержащаяся в нем – это доходы и расходы организации, а также непосредственно финансовые результаты, которые отражаются нарастающим итогом.
При этом можно увидеть значение выручки от реализации и суммы налога, которым облагается прибыль.
Важно понимать, что данный вид отчета является чуть ли не главным источником, позволяющим увидеть детальную информацию, необходимую для анализа рентабельности деятельности компании, реализованной продукции, производства и так далее. Кроме того, он позволяет определить следующие показатели:
- Величину чистой прибыли.
- Рентабельность активов.
- Динамику показателей отчетного периода по сравнению с прошлым.
- Все основные показатели, связанные с деятельностью компании и т. д.
Более подробную информацию о данном документе вы можете почерпнуть из следующего видео:
Кто и когда его заполняет
Данный отчет должен быть представлен в общем комплекте бухгалтерской отчетности. Его заполняют все юридические лица (вне зависимости от используемой схемы налогообложения). Лицами, освобожденными от его формирования, являются:
- Физические лица, осуществляющие так называемую частную практику.
- Бюджетные организации.
- Страховые компании.
- Кредитные предприятия.
- Религиозные организации.
- Индивидуальные предприниматели.
Заполняется данный документ один раз в год – в конце отчетного периода. В нем учитываются данные не только за текущий год (называемый отчетным), но и за предыдущий. Заполняется эта отчетность бухгалтером. При этом отчет формируется для организации в целом, даже если у нее есть обособленные подразделения (например, филиалы).
Он предоставляется в налоговую организацию по месту регистрации компании не позднее чем через 90 дней после окончания отчетного периода.
Если вас интересует, как заполнять отчет о движении денежных средств, прочтите эту статью.
Как его правильно составить
Новая форма №2 отчета о финансовых результатах была установлена Министерством финансов в 2012 году. Его содержание определяется по ПБУ 4/99.
Структура документа содержит большое количество информации, заполняемой в следующей последовательности:
- Информация о выручке (строка 2110) – сумма доходов только от основных видов деятельности, которые были утверждены еще при регистрации компании. Указывается за вычетом НДС, также вычитается акциз.
- Себестоимость продаж (строка 2120) – сумма, отражающая расходы, которые понесла компания при выполнении основных видов деятельности. В целом, этот параметр включает в себя расходы на выпуск и/или реализацию, покупку товаров и выполнение работ, оказание услуг и т. п., а также прочие статьи расходов. Сумма пишется в скобках.
- Валовая прибыль (строка 2100) – графа, в которой отражается разница выручки и себестоимости. В случае, если сумма имеет отрицательное значение, она должна писаться в скобках.
- Коммерческие расходы (строка 2210) – размер этого вида расходов (указывается только по основным видам деятельности). Это затраты, непосредственно связанные с продажей – их значение ставится в скобках.
- Управленческие расходы (строка 2220).
- Прибыль от продаж (в некоторых случаях это может быть убыток) (строка 2200) – это разница между валовой прибылью и коммерческими расходами. Если эта сумма оказывается меньше нуля, она должна обязательно отражаться в скобках.
- Доходы от участия в других организациях (строка 2310) – графа отражает размер поступлений от выполнения операций (например, при выполнении деятельности по договору простого товарищества).
- Проценты к получению (строка 2320).
- Проценты к уплате (строка 2330) – это сумма процентов, которая уплачивается в случае использования займов и кредитов, сумма указывается в скобках.
- Прочие доходы (строка 2340) – сумма доходов, не связанных с основной деятельностью организации (например, предоставление аренды складской площади в случае наличия освободившихся площадей). Уменьшается на НДС и акцизы.
- Прочие расходы (строка 2350) отражают сумму расходов, не связанных с основной деятельностью, и указываются в скобках.
- Прибыль или убыток до налогообложения (строка 2300) – графа, в которой отражается разница между суммой прибыли от продаж, доходов от участия в других организациях и прочих доходов и процентами к уплате и прочими расходами.
- Текущий налог на прибыль (строка 2410) – считается исходя из выбранной системы налогообложения и полученной в предыдущем пункте прибыли.
- Далее считаются чистая прибыль и финансовый результат всего периода. Чтобы сделать это, некоторым компаниям придется учесть изменение отложенных налоговых обязательств и активов, а также прочую информацию, не нашедшую отражение в предыдущих пунктах.
Кроме того, желательно заполнить так называемую справочную часть отчета, поскольку зачастую отсутствие этой процедуры фиксируется как нарушение (при подачи отчетности в налоговые органы).
В результате это приведет к необходимости нести административную ответственность согласно КоАП РФ. В этом случае платится штраф, размер которого варьируется от степени сложности нарушения.
Предоставление отчета в органы и возможные штрафы
Документ необходимо сдать в инспекцию в составе остальной годовой бухгалтерской отчетности. По федеральным законам и НК РФ срок предоставления – не позднее, чем через 3 месяца с момента окончания отчетного года.
Однако этот вариант не сдается в инспекцию (несмотря на необходимость формирования, зафиксированную законами РФ).
Чаще всего к организациям, не выполняющим условия законодательства, применяются штрафы. Если до 2013 года организации, применяющие УСН, не вели учет, то теперь они обязаны это делать – к ним применяются те же законодательные нормы, что и к компаниям, работающим по другим системам налогообложения.
В процессе заполнения документа у бухгалтеров зачастую возникают проблемы, связанные с отнесением расходов и доходов в определенные графы, а также расчетом сумм налогов и процентов по кредитам. Тщательный подход к заполнению документации позволит избежать штрафов и наказаний, которые применяются согласно законодательству РФ. Этот документ является полезным для выявления резервов повышения эффективности деятельности всей компании.