Что это такое – платежное поручение, как заполнить его поля и реквизиты в 2023 году
Еще несколько десятков лет назад коммерческие взаимоотношения между компаниями и фирмами осуществлялись на основе наличного расчета. Директорам и бухгалтерам приходилось возить «живые деньги», которыми они оплачивали закупки, выдавали зарплату сотрудникам, покрывали хозяйственные нужды.
В эру высоких технологий и активного развития банковского сектора осуществлять оплату контрагентам стало проще и быстрее. Один клик, и платеж в течение нескольких часов поступит на счет клиента или покупателя (в зависимости от скорости обслуживания вашего банка). Что же такое и как выглядит платежное поручение? Зачем нужно заполнять так много граф?
Для чего оно необходимо
Итак, если следовать банковскому термину, платежка – это документ, который обязывает ваш банк отправить указанному получателю ту сумму, на которую она оформлена. Деньги попадают на расчетный счет контрагента, открытого в этом же банке или в другой коммерческой структуре.
Какие операции могут быть оплачены таким методом:
- Оплата поставки товара, услуги, выполненной работы.
- Перечисление налогов и сборов в ПФР, ФСС и т. п.
- Перевод средств на кредит, депозит, займ.
- Предварительная оплата поставок, услуг.
- Периодические платежи, такие как аренда, оплата коммунальных расходов, электроэнергия, связь, реклама и т. д.
- Другие платежи, предусмотренные законодательством или договором.
Форма документа строго регламентирована Центральным банком Российской Федерации. Бланк 0401060 заполняется самостоятельно клиентом в программе 1С, в документе Word на компьютере или в специализированном приложении банка (клиент-банк).
Вы можете как принести ее в банк, так и отправить электронном виде. В обоих случаях документ равноправен. Все банки России стараются предложить своим клиентам специализированное приложение, в котором вы сможете прямо из офиса в удобное время формировать и отправлять платежи. Программа уже имеет форму документа, при необходимости содержит подсказки, если вдруг возникли сомнения при его заполнении. Плюсом такой услуги станет то, что заполнив один раз, вы сможете скопировать или создать шаблон платежа, и проблема оплаты одному и тому же контрагенту пропадет сама по себе.
Процесс заполнения полей формы
Если вы используете специализированную программу, такую как 1С, или пользуетесь онлайн банк-клиентом, то сократить ошибки до минимума вам помогут подсказки систем. Если же платежку нужно напечатать и предоставить в банк, то приступайте к заполнению:
- Установите текущую дату и номер документа (15.03.2018, 1). Помните, что банки не принимают порядковое значение, равное 1000, 10 000, 100 000. Номер документа может быть от 1 до 999 999.
- Поле номер 5 Вид платежа остается пустым или выбирается значение срочно.
- Сумма указывается в поле 6 прописью, в окне 7 цифрами (сто рублей 00 копеек, 100-00).
- Поля, которые относятся к вам, заполняйте согласно своим реквизитам из банка. Наименование компании, ИНН и КПП, ваш расчетный счет, БИК банка, его корреспондентский счет и название.
- Далее идут идентичные поля вашего получателя. Их вы должны уточнить у контрагента, они могут быть прописаны в договоре или счет-фактуре. Указываете ИНН и КПП компании, их название и счет, далее БИК банка, его кор. счет и наименование.
- Назначение платежа согласно документам оплаты (взнос за рекламу согласно договору № 33 от 01.02.2018 г., включая НДС 18% – 1285-02).
Далее платежное поручение подписывается согласно образцу карточки подписи и распечатывается в четырех экземплярах.
Вышеуказанные поля вы заполняете, если ваш платеж отправляется не в бюджет. Для оплаты налогов, пени и штрафов требуется заполнить дополнительные, так называемые налоговые поля. Их номера – со 101 по 110. Положение № 107-Н Центрального Банка Российской Федерации подробно описывает, как стоит их верно заполнять. Все зависит от типа документа, что вы оплачиваете.
Как сформировать данный документ в программе 1С – смотрите на следующем видео:
Варианты назначения платежа
Такие поля, как реквизиты получателя и отправителя, не должны вызывать трудностей. Гораздо больше вопросов возникает с полем 24, а именно, назначением платежа.
Многие банки отклоняют документ и не проводят операцию, если это поле заполнено некорректно. Стоит помнить, что размер назначения не бесконечен. Количество символов ограничено и не должно превышать 210.
- Вы платите налоги или штрафы. Любой платеж в бюджет налогом не облагается. Пример: Налог на прибыль в федеральный бюджет. Аванс за 4 кв. 2018 г.
- Вы оплачиваете услугу или поставку товара. Всегда указывайте по какому счету или договору проводите перевод, от какой он даты и облагается ли данный платеж НДС. Пример: Оплата за шланги для а/м по счет-фактурам №1 от 28.10.2018г. и №2 от 28.10.2018г., включая НДС 18% – 1303-03.
- Если ваш платеж не облагается налогом, но идет не в бюджет, то пометку в назначении сделать все равно следует. Пример: Оплата аренды нежилого помещения по договору №5 от 25.03.2018, НДС не облагается.
Что должен содержать договор аренды нежилого помещения – читайте в этой статье.
Как выглядит и заполняется акт приема-передачи материальных ценностей – смотрите тут.
Последние изменения в законодательстве
Необходимо отслеживать и вовремя реагировать на изменения в федеральном законе о правильности заполнения платежного поручения. Одними из последних нововведений следует назвать следующие:
- Очередность платежа теперь варьируется от 1 до 5 пунктов вместо 6, как было ранее.
- Внесли изменения при оформлении оплаты в бюджет. 110 поле (тип налогового платежа) сокращено до 1 значения (0).
- С 31.03.2014 в платежах появилось новое поле УИН (уникальный идентификатор начисления), поле 22. На печатной версии платежного документа поле называется КОД. Этот показатель стоит заполнять обязательно, если вы оплачиваете штраф.
- Привычное поле ОКАТО (общероссийский классификатор объектов административно территориального деления) переименовалось в ОКТМО.
Срок действия документа
У банковского платежа есть свой период исполнения и срок «годности». Финансовое распоряжение не может находиться вечно в режиме ожидания поступления средств. Поэтому стоит помнить, что от даты создания платежа у вас есть 11 дней на его отправку и оплату, считая день составления.
Предположим, вы решили подготовить платежи под денежный приход, который произойдет 17.11.2018. Напечатали документы и загрузили их в банк 16.11.2018. Но денежные средства 17.11.2018 не поступили на счет. Ваш платеж аннулируется 27.11.2018, если деньги так и не поступят. Это же правило действует и в обратную сторону. Сегодня 28.10.2018, а вы поставили дату платежки 18.10.2018. Если денег на счету нет, то не имеет значения, что загрузили его вы 28.10.2018. Срок считается от поля Дата платежа, а оно имеет значение 18.10.2018. Ваш документ удалят 29.10.2018.
При этом дни считаются в операционном контексте (не учитываются выходные и праздники). Чаще всего это происходит в день отправки или на следующий день.