Что собой представляет профстандарт бухгалтера, его содержание и применение в 2023 году

утверждение документацииМинистерство труда и социального развития с 2012 года ведет активную разработку профессиональных стандартов для всех существующих профессий.

Работа бухгалтера теперь разложена по полочкам, описаны задачи и функции. Польза стандартизации очевидна, однако и здесь есть свои тонкости.

Что это за документ

Профессиональный стандарт регламентирует любую деятельность в области бухгалтерского учета. В этом документе сформулировано определение бухгалтерской работы, состоящей из слагаемых:

  • Системный сбор информации о всех фактах хозяйствования.
  • Формирование текущей документации с применением существующих методов.
  • Обобщение данных для составления отчетности.
  • Предоставление актуальной, правдивой и справедливой информации заинтересованным лицам.

Кроме этого, документ содержит подробное описание трудовых функций, знаний и умений для бухгалтеров различного уровня подготовки. Согласно стандарту, специалисту может быть присвоена соответствующая квалификация.

Подробнее о том, что это за документ, как и зачем он применяется – на следующем видео:

Кем и когда он утвержден

инструкции для должностиДанный документ был утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 №1061н. Впервые профессиональные стандарты будут введены в действие только с 1 июля 2016 года. Указом президента определено, что на начальном этапе этот документ обязателен только для государственных и муниципальных учреждений. Коммерческие компании применять его не обязаны.

Закон №122-ФЗ от 02.05.2015 содержит указание на то, что организации, в уставном капитале которых менее 50% государственного участия, могут пользоваться им в методических целях. При этом закон не является руководством к действию, и коммерческие фирмы не могут опираться на него в решении трудовых споров.

Зачем и как использовать его на предприятии

Для муниципальных учреждений Министерство разработало методические рекомендации по внедрению и использованию в работе профессиональных стандартов. Хотя данный документ пока не является обязательным для всех участников трудовых отношений, он может быть использован руководителями коммерческих структур, их работниками и претендентами на вакансию бухгалтера.

Использование работником

работник предприятияРуководитель отдела и обычный бухгалтер имеют возможность проанализировать свою работу в соответствии со стандартом. Разработкой данного документа занимался Институт Профессиональных Бухгалтеров – крупнейшее в России профессиональное объединение.

Над нормами стандарта трудились практикующие специалисты, которые способны дать адекватную оценку и организовать эффективную работу. Пожалуй, бухгалтеры – это главные пользователи данного документа.

Использование работодателем

прием на работуТак как стандарт содержит исчерпывающий перечень трудовых обязанностей бухгалтера, работодатель может применять его для формирования кадровой политики, составления должностных инструкций и программ аттестации.

Таким образом можно оптимизировать работу отдела, сократить издержки и научиться использовать трудовые ресурсы максимально эффективно. В этом документе содержится исчерпывающий перечень специфических трудовых функций специалиста, что отчасти снимает вопрос о нехарактерных трудовых обязанностях.

Использование соискателями

соискатель вакансииС введением профстандарта большая часть коммерческих фирм со временем станет выстраивать собственную программу отбора кандидатов с учетом положений этого документа.

Соискателям и выпускникам учебных заведений стоит принять документ как инструкцию по повышению квалификации. В нем обозначены конкретные должностные обязанности, которые возложены на всех бухгалтеров.

Структура документа

Стандарт состоит из четырех разделов:

  • В первом разделе содержатся сведения о сфере его применения, целях бухгалтерской работы, а также перечень групп специалистов, в отношении которых применяются данные требования.
  • Второй раздел – это описание трудовых функций. В кратком перечне приведены основные обязанности и соответствующая им квалификация.
  • Третий раздел подробно описывает знания, навыки и умения, присущие обобщенной трудовой функции, формулирует требования к соискателям.
  • В четверном разделе содержатся сведения о разработчике.
Здесь вы можете бесплатно скачать полный текст документа

документооборотЧто такое план счетов бухучета 2023 года и как он используется – читайте здесь.

Как составляется должностная инструкция на главного бухгалтера – смотрите в этой статье.

Краткий обзор основных трудовых функций

Профстандарт содержит описание функций бухгалтера и руководителя финансовой службы. Функция ведения учета полностью возлагается на квалифицированный персонал, а в обязанности руководителя входит составление и представление отчетности, планирование, оптимизация и анализ.

Обязанности бухгалтера:

  • Ведение первичного учета.
  • Контроль правильности оформления всех поступающих и исходящих первичных учетных документов.
  • Систематизация и регистрация документов в соответствии с учетной политикой.
  • Внесение данных в регистры, контроль оценки имущества.
  • Обеспечение сохранности документов.
  • Оформление нестандартных операций и подготовка обоснования по ним.
  • Формирование ОСВ, заполнение Главной книги, ведение всех видов регистров.

Навыки и умения:

  • Владение порядком оформления бумажных и электронных документов.
  • Знание норм закона и умение применять их на практике.
  • Владение всеми методами учета: с применением ЭВМ и без них.

содержание бумаги
Очевидно, что вся техническая работа возложена на специалиста отдела. Главный бухгалтер избавлен от многих текущих задач, вместо этого от него требуется наличие глубоких и обширных методологических знаний.

Обязанности главного бухгалтера:

  • Организация, планирование и регулирование процесса сбора информации.
  • Соблюдение сроков подачи информации в соответствующие органы.
  • Обеспечение возможности проведения аудита.
  • Взаимодействие с руководством и другими отделами.
  • Составление консолидированной отчетности.
  • Практическое знание разделов МСФО.
  • Знание налогового законодательства и оптимизация налогообложения.
  • Финансовое планирование и формирование бюджета.

Навыки и умения:

  • Организаторские навыки: определение объема работ и затраты ресурсов.
  • Разработка и внедрение способов и методов ведения учета.
  • Оптимизация рабочего процесса.
  • Отличное знание законодательства, судебной практики, специфических для отрасли разделов права.
Автор статьи:
-
0
+
Отправить комментарий