Что собой представляет профстандарт бухгалтера, его содержание и применение в 2023 году
Министерство труда и социального развития с 2012 года ведет активную разработку профессиональных стандартов для всех существующих профессий.
Работа бухгалтера теперь разложена по полочкам, описаны задачи и функции. Польза стандартизации очевидна, однако и здесь есть свои тонкости.
Что это за документ
Профессиональный стандарт регламентирует любую деятельность в области бухгалтерского учета. В этом документе сформулировано определение бухгалтерской работы, состоящей из слагаемых:
- Системный сбор информации о всех фактах хозяйствования.
- Формирование текущей документации с применением существующих методов.
- Обобщение данных для составления отчетности.
- Предоставление актуальной, правдивой и справедливой информации заинтересованным лицам.
Кроме этого, документ содержит подробное описание трудовых функций, знаний и умений для бухгалтеров различного уровня подготовки. Согласно стандарту, специалисту может быть присвоена соответствующая квалификация.
Подробнее о том, что это за документ, как и зачем он применяется – на следующем видео:
Кем и когда он утвержден
Данный документ был утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 №1061н. Впервые профессиональные стандарты будут введены в действие только с 1 июля 2016 года. Указом президента определено, что на начальном этапе этот документ обязателен только для государственных и муниципальных учреждений. Коммерческие компании применять его не обязаны.
Закон №122-ФЗ от 02.05.2015 содержит указание на то, что организации, в уставном капитале которых менее 50% государственного участия, могут пользоваться им в методических целях. При этом закон не является руководством к действию, и коммерческие фирмы не могут опираться на него в решении трудовых споров.
Зачем и как использовать его на предприятии
Для муниципальных учреждений Министерство разработало методические рекомендации по внедрению и использованию в работе профессиональных стандартов. Хотя данный документ пока не является обязательным для всех участников трудовых отношений, он может быть использован руководителями коммерческих структур, их работниками и претендентами на вакансию бухгалтера.
Использование работником
Руководитель отдела и обычный бухгалтер имеют возможность проанализировать свою работу в соответствии со стандартом. Разработкой данного документа занимался Институт Профессиональных Бухгалтеров – крупнейшее в России профессиональное объединение.
Над нормами стандарта трудились практикующие специалисты, которые способны дать адекватную оценку и организовать эффективную работу. Пожалуй, бухгалтеры – это главные пользователи данного документа.
Использование работодателем
Так как стандарт содержит исчерпывающий перечень трудовых обязанностей бухгалтера, работодатель может применять его для формирования кадровой политики, составления должностных инструкций и программ аттестации.
Таким образом можно оптимизировать работу отдела, сократить издержки и научиться использовать трудовые ресурсы максимально эффективно. В этом документе содержится исчерпывающий перечень специфических трудовых функций специалиста, что отчасти снимает вопрос о нехарактерных трудовых обязанностях.
Использование соискателями
С введением профстандарта большая часть коммерческих фирм со временем станет выстраивать собственную программу отбора кандидатов с учетом положений этого документа.
Соискателям и выпускникам учебных заведений стоит принять документ как инструкцию по повышению квалификации. В нем обозначены конкретные должностные обязанности, которые возложены на всех бухгалтеров.
Структура документа
Стандарт состоит из четырех разделов:
- В первом разделе содержатся сведения о сфере его применения, целях бухгалтерской работы, а также перечень групп специалистов, в отношении которых применяются данные требования.
- Второй раздел – это описание трудовых функций. В кратком перечне приведены основные обязанности и соответствующая им квалификация.
- Третий раздел подробно описывает знания, навыки и умения, присущие обобщенной трудовой функции, формулирует требования к соискателям.
- В четверном разделе содержатся сведения о разработчике.
Что такое план счетов бухучета 2023 года и как он используется – читайте здесь.
Как составляется должностная инструкция на главного бухгалтера – смотрите в этой статье.
Краткий обзор основных трудовых функций
Профстандарт содержит описание функций бухгалтера и руководителя финансовой службы. Функция ведения учета полностью возлагается на квалифицированный персонал, а в обязанности руководителя входит составление и представление отчетности, планирование, оптимизация и анализ.
Обязанности бухгалтера:
- Ведение первичного учета.
- Контроль правильности оформления всех поступающих и исходящих первичных учетных документов.
- Систематизация и регистрация документов в соответствии с учетной политикой.
- Внесение данных в регистры, контроль оценки имущества.
- Обеспечение сохранности документов.
- Оформление нестандартных операций и подготовка обоснования по ним.
- Формирование ОСВ, заполнение Главной книги, ведение всех видов регистров.
Навыки и умения:
- Владение порядком оформления бумажных и электронных документов.
- Знание норм закона и умение применять их на практике.
- Владение всеми методами учета: с применением ЭВМ и без них.
Очевидно, что вся техническая работа возложена на специалиста отдела. Главный бухгалтер избавлен от многих текущих задач, вместо этого от него требуется наличие глубоких и обширных методологических знаний.
Обязанности главного бухгалтера:
- Организация, планирование и регулирование процесса сбора информации.
- Соблюдение сроков подачи информации в соответствующие органы.
- Обеспечение возможности проведения аудита.
- Взаимодействие с руководством и другими отделами.
- Составление консолидированной отчетности.
- Практическое знание разделов МСФО.
- Знание налогового законодательства и оптимизация налогообложения.
- Финансовое планирование и формирование бюджета.
Навыки и умения:
- Организаторские навыки: определение объема работ и затраты ресурсов.
- Разработка и внедрение способов и методов ведения учета.
- Оптимизация рабочего процесса.
- Отличное знание законодательства, судебной практики, специфических для отрасли разделов права.