Как правильно составить протокол разногласий к договору поставки?
Протокол разногласий – это документ, являющийся неотъемлемой частью договора поставки товара и уточняющий либо изменяющий его определенные пункты.
О том, когда и как он оформляется, и пойдет речь в нашей статье.
В каких случаях оформляется этот документ?
Протокол создается на момент подписания контракта в случае:
- Если у одной из сторон сделки возникли несогласия с каким-либо из пунктов соглашения, и она намерена представить свою версию данной части документа.
- Если партнер желает дополнить или более четко определить конкретные условия договора.
В случае, если новые условия, указанные в протоколе урегулирования, устраивают обе стороны сделки, контракт скрепляется подписью и печатью обоих контрагентов с обязательным указанием записи, что данный документ подписан с учетом редакции, представленной в протоколе. На практике рядом с подписью уполномоченного лица, заверившего основной контракт, делается запись «договор подписан с учетом протокола разногласий».
Как правило, инициатор сделки предоставляет свой вариант уже заверенного договора для подписания другой заинтересованной стороне. На этапе согласования у партнера могут возникнуть определенные уточнения либо полное отрицание некоторых пунктов представленного инициатором варианта документа.
В этом случае партнер вправе подписать контракт в комплекте с составленным им протоколом, который является частью основного соглашения. Более того, если инициатор проигнорирует этот протокол либо откажется подписывать этот документ, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд для признания подписанного договора недействительным.
Порядок и образец заполнения спецификации к договору поставки вы найдете в этой статье.
Основные положения документа
Протокол представляет собой документ, содержащий следующие пункты:
- Обязательную ссылку на номер договора, к которому он составлен.
- Место и дата составления.
- Полное наименование пункта соглашения, который подлежит редактированию.
- Четкое изложение своей версии вышеуказанного пункта либо дополнение к этому пункту, вносящее необходимые коррективы в основную версию.
- Места для подписи и печати участников сделки.
Форма составления данного вида документа обычно представляет собой таблицу из трех колонок:
Изначальная версия пункта контракта, подлежащего редактированию | Версия данного пункта либо дополнение к нему от создателя протокола | Замечания и дополнения другой стороны |
Учитывая судебную практику, непосредственно в редакции протокола желательно указать, что все оспоренные пункты контракта являются существенными для заинтересованной стороны, и подписанный без него договор не является действительным.
Основное отличие этого документа от дополнительного соглашения заключается в том, что первый подписывается на стадии заключения контракта, и в случае непринятия данного документа одной из сторон сделки договор не будет подписан. Дополнительные же соглашения вносят изменения в уже действующий контракт, подписанный обеими сторонами сделки.
Использование бумажного носителя, который в данном случае представлен протоколом разногласий, имеет свои преимущества:
- официальное закрепление всех спорных моментов;
- пригодность для обсуждения данного вида документа широким кругом специалистов;
- четкое и понятное изложение проблемных вопросов, которые необходимо урегулировать для успешного подписания договора;
- сокращение сроков подписания контракта.
О том, для чего нужен подобный документ и как его составить, вы можете узнать из следующего видео:
Что делать, если контрагент его не подписывает
В случае, если контрагент отказывается принимать протокол, то есть выражает несогласие с вышеуказанным документом, он вправе выставить протокол согласования, определяющий окончательную версию спорных моментов. В этом случае он будет определять окончательную версию контракта, и его подписание обеими сторонами будет свидетельствовать об успешном заключении сделки.
Если и этот документ не будет согласован, имеет смысл:
- создать новую уточненную версию соглашения и начать переговоры с чистого листа;
- найти другого партнера.
Все вышеуказанные документы имеет смысл направлять с официальными письмами, уточняющими требования и сроки подписания.
Законодательно закреплен срок, равный 30 календарным дням, в течение которых контрагент обязан ответить на протокол либо отказаться от заключения сделки и сообщить о принятом решении своему партнеру в письменном виде. Если сроки будут нарушены, партнер вправе потребовать возмещения убытков, понесенных в результате срыва сделки.