Как составить заявление на выдачу копии трудовой книжки?
Трудовая книжка является основным документом, который подтверждает периоды профессиональной деятельности работника, его стаж, сведения об его наградах и заслугах.
В законодательстве РФ предусмотрены нормы, которые определяют форму документа, правила заполнения всех его граф, ведение и хранение.
Основная информация
Трудовая является официальным документом строгой отчетности. Как важный элемент она должна храниться у работающего на протяжении всей жизни.
В настоящее время в нашей стране действуют трудовые документы двух образцов: советского и нового. Оба образца имеют одинаковое юридическое значение. Новый бланк книжки и вкладыша к ней предусмотрен, заполняется и хранится на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №225 от 16.04.2003 г.
Основными реквизитами документа являются:
- данные о работнике, которые включают: ФИО, дату рождения, сведения об образовании и профессии;
- данные обо всех периодах работы сотрудника, включая переводы;
- сведения о награждениях, поощрениях;
- данные об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях.
В период, когда гражданин РФ работает в компании, этот документ хранится в отделе кадров или бухгалтерии данной организации. При увольнении он выдается лицу на руки. Согласно кадровому законодательству, на предприятии ведется учет трудовых и вкладышей к ним.
Порядок ведения данного документа подробно разобран на следующем видео:
В каких случаях может потребоваться выдача?
Трудовые книжки являются серьезным официальным документом, за который в период трудоустройства гражданина полную ответственность несет уполномоченное лицо кадрового отдела или бухгалтерии. На основании Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 года №225, документ отдается на руки рабочему только в случае его увольнения.
Изменения в трудовом законодательстве в редакции ФЗ от 21.04.2014 года №216-ФЗ предоставили право сотруднику требовать выдачу трудовой для оформления пенсии или для подтверждения своего стажа работы в других инстанциях. С 01.01.2015 года при наличии уважительных причин работник может обратиться с письменным заявлением о выдаче оригинала книжки до увольнения.
Как уже говорилось, самой распространенной причиной, по которой возможна временная выдача книжки, является оформление пенсии лицом, которое продолжает работать. Как единственный документ, который подтверждает профессиональный стаж, трудовая является основанием для оформления любого вида пенсии или страхования.
О том, можно ли заводить две трудовые книжки одновременно, читайте здесь.
Как правильно составить заявление?
Главным основанием выдачи оригинала документа является заявление работника. Только на основании этого обращения руководством или уполномоченным лицом может приниматься решение о выдаче. Нормами не предусмотрена определенная форма заявки. Ее можно написать в произвольной форме, но как официальный документ заявление должно содержать обязательные реквизиты.
Ими являются:
- адресат документа (руководитель предприятия, должностное лицо, уполномоченное принимать кадровые решения);
- должность и основные данные заявителя (ФИО);
- название документа;
- дата написания;
- подпись заявителя.
В идеальном варианте в нем необходимо указать причину, по которой работнику понадобилась трудовая.
Законодательством не предусмотрено обязательное указание цели, но для объективности рассмотрения заявки руководителю или уполномоченному лицу нужно знать причину требования книжки. Поэтому кадровикам или работникам бухгалтерии лучше попросить заявителя указать цель, для которой ему необходим документ.
Все заявления на выдачу работающему лицу книжки должны быть подшиты в отдельную папку.
Предоставление дубликата
В кадровой практике встречаются случаи, когда работник обращается с просьбой о выдаче дубликата трудовой. Причин, которые способствуют данному требованию, может быть две:
- Утеря документа.
- Серьезное повреждение, когда документ приходит в негодность.
В первом случае дубликат выдается руководством последнего места работы заявителя. Процедура выдачи такая:
- Работник, потерявший или повредивший документ, должен обратиться сразу же после фарс-мажорной ситуации к администрации соответствующего предприятия или организации.
- Заявление на выдачу новой трудовой рассматривается до 15 календарных дней.
- Книжка выдается под подпись заявителя с пометкой «дубликат» вместе с вкладышем.
Выдача дубликата усложняется тем, что документ можно восстановить только на основании существующих приказов, зарплатных ведомостей и других официальных бумаг. Часто для восстановления необходимо обращаться в госархив за нужными справками и выписками.
Среди списка доказательств самими распространёнными являются:
- Приказы и постановления о работе заявителя, включая переводы и перемещения.
- Справки из госархивов в тех случаях, когда предприятие или учреждение уже не существует.
- Договоры.
- Справки о продолжительности профессиональной деятельности.
- Ведомости о выдаче зарплаты или лицевые счета сотрудника, на которые начислялась оплата труда.
- Решения суда по спорным вопросам, которые касаются стажа.
В том случае, если потеря или повреждение трудовой произошло по вине работника, то все документы он должен восстанавливать самостоятельно, а если по вине сотрудников компании – все заботы о восстановлении и сборе информации возлагаются на руководство.