Для чего нужен и как заключается договор коммерческой концессии

работа по франшизеСоглашение коммерческой концессии имеет большое значение в области интеллектуальной собственности. Такой договор чаще всего именуют франчайзингом, хотя некоторые юристы рекомендуют не путать эти понятия. С точки зрения экономики франчайзинг – это отношения между предпринимателями, когда одна из сторон отдает другой стороне право на осуществление деятельности с использованием своего имени и передает все необходимые для этого технологии и наработки.

В этой статье мы рассмотрим юридические нюансы заключения такого договора, затронем вопрос о необходимости его регистрации.

Что это такое?

заключение контрактаПодобный документ – это соглашение обладателя прав (франчайзер) и пользователя (франчайзи), в соответствии с которым франчайзер предоставляет покупателю право на использование в его деятельности некоторых объектов, принадлежащих правообладателю. Сюда включаются права на использование товарного знака и прочие объекты интеллектуальной собственности. Понятие такого договора затронуто в статье 1027 ГК РФ.

С точки зрения юриспруденции такой документ – это вид лицензионного контракта с большим количеством объектов интеллектуальной собственности. Вот почему к таким соглашениям применяют 4 часть ГК о лицензионных договорах.

Его отличительными чертами являются:

  • Передача прав на использование множества объектов, которые связаны между собой (патенты, товарные знаки и дизайн, наименования и пр.). В лицензионных соглашениях чаще всего передается один объект.
  • Передача права на товарные знаки, которые зарегистрированы в патентном органе.
  • Обширный список прав и обязанностей сторон соглашения, которые связаны с поддержанием единого стандарта в производстве товаров и обслуживании клиентов. К примеру, клиенты McDonald’s могут оставаться уверенными в том, что производители в разных местах используют стандартизированную схему производства продукции.

Договор концессии отличен от лицензионного тем, что стороны соглашения находятся в тесных корпоративных взаимосвязях с правообладателем, решая вопросы применения тех или иных запатентованных объектов.

документация компанииЕсли вам непонятно, что такое франшиза в бизнесе, прочтите этот материал.

Посмотреть варианты новых франшиз для малого бизнеса вы можете здесь.

Когда он заключается?

Соглашение может заключаться в нескольких формах:

  • Товарная концессия – франчайзер продает продукцию через франчайзи, который не принимает аналогичные товары от других производителей.
  • Производственная концессия – предоставление оборудования, рецептуры и товарного знака со строгим соблюдением качества продукции.
  • Деловой франчайзинг – право пользования товарным знаком, методами ведения бизнеса.
  • Субконцессионный договор – по генеральной франшизе компания контролирует деятельность франчайзи в определенном районе, городе.

представители сторон

Его стороны

Сторонами этого соглашения являются обладатель прав и пользователь. Стоит отметить, что здесь могут участвовать только юридические лица и ИП в связи с тем, что франчайзинговые договоры могут заключаться только для осуществления предпринимательской деятельности для получения прибыли.

Со стороны обладателя прав участниками могут быть их доверительные лица. Но в данном случае может возникать путаница при регистрации договоров по доверительному управлению.

переговоры по контрактуПри заключении контрактов такого рода чаще всего к приобретателю прав выставляют ряд требований. Так, могут существовать ограничения по опыту работы, количеству сотрудников, наличию недвижимого имущества, репутации и прочие условия. Но чаще всего такие требования имеют экономический, а не юридический характер.

Часто стороны соглашения именуются в документе франчайзи и франчайзером, особенно если речь идет о заключении договора с иностранными компаниями.

Важные условия

К существенным условиям договора франчайзинга относится набор необходимых и достаточных пунктов.

К таковым относятся следующие условия:

  • Предмет договора, которым являются все объекты интеллектуальной собственности.
  • Размер суммы, выплачиваемой правообладателю. Обычно ее размер складывается из двух частей: начального платежа и процента с гонорара, который выплачивается ежемесячно.
  • Область деятельности и методы использования прав. Здесь оговариваются основные условия франчайзинга, отмечается, как можно использовать исключительные права.
  • Условия, касающиеся качества работ или услуг. Пользователь может требовать с правообладателя предоставлять всю документацию, которая позволяет производить товары или услуги соответствующего качества. Обладатель прав может расторгнуть договор в том случае, если покупатель не выполняет какие-либо условия.

Кроме существенных условий, можно выделить еще ряд важных пунктов:

  • Территория использования.
  • Продолжительность франчайзинга.
  • Право на подписание субконцессионных договоров.
  • Запрет на заключение подобного соглашения с другими организациями.
  • Ценовая политика.
  • Согласование месторасположения объектов, дизайна помещений и прочие условия.

Всю подробную информацию о данном виде документации вы можете почерпнуть из следующего видео:

Пункты соглашения

Итак, к основным пунктам относятся:

  • Обязательные условия – предмет договора, основные условия заключения.
  • Дополнительные условия – согласовываются между сторонами. Сюда можно отнести размер роялти, срок договора, наличие субконцессии и пр.
  • Название и номер документа.
  • Дата и город заключения.
  • Сведения о приложениях к договору.
  • Разрешение споров.
  • Реквизиты сторон.
Здесь вы можете бесплатно скачать заполненный пример соглашения

Регистрация в Роспатенте

документация франшизыРегистрировать такой договор было необходимо до октября 2014 года. После этой даты вступили в силу изменения 4 части ГК, и такая регистрация была отменена. Несмотря на то, что регистрироваться не надо, все-таки потребуется обращение в Роспатент, потому что объектом такого соглашения может являться только исключительное право, зарегистрированное в соответствующем госоргане.

Действия, необходимые для регистрации концессии:

  • Уплата пошлины.
  • Заявление о регистрации, подписанное с двух сторон.
  • Уведомление о передаче объекта договора.

Чаще всего регистрация занимает 2-3 месяца. Как видно, такой контракт является довольно сложным, однако коммерческая концессия приносит хорошую прибыль обоим сторонам соглашения.

Автор статьи:
-
0
+
Отправить комментарий