Для чего нужен и как заключается договор коммерческой концессии
Соглашение коммерческой концессии имеет большое значение в области интеллектуальной собственности. Такой договор чаще всего именуют франчайзингом, хотя некоторые юристы рекомендуют не путать эти понятия. С точки зрения экономики франчайзинг – это отношения между предпринимателями, когда одна из сторон отдает другой стороне право на осуществление деятельности с использованием своего имени и передает все необходимые для этого технологии и наработки.
В этой статье мы рассмотрим юридические нюансы заключения такого договора, затронем вопрос о необходимости его регистрации.
Что это такое?
Подобный документ – это соглашение обладателя прав (франчайзер) и пользователя (франчайзи), в соответствии с которым франчайзер предоставляет покупателю право на использование в его деятельности некоторых объектов, принадлежащих правообладателю. Сюда включаются права на использование товарного знака и прочие объекты интеллектуальной собственности. Понятие такого договора затронуто в статье 1027 ГК РФ.
С точки зрения юриспруденции такой документ – это вид лицензионного контракта с большим количеством объектов интеллектуальной собственности. Вот почему к таким соглашениям применяют 4 часть ГК о лицензионных договорах.
Его отличительными чертами являются:
- Передача прав на использование множества объектов, которые связаны между собой (патенты, товарные знаки и дизайн, наименования и пр.). В лицензионных соглашениях чаще всего передается один объект.
- Передача права на товарные знаки, которые зарегистрированы в патентном органе.
- Обширный список прав и обязанностей сторон соглашения, которые связаны с поддержанием единого стандарта в производстве товаров и обслуживании клиентов. К примеру, клиенты McDonald’s могут оставаться уверенными в том, что производители в разных местах используют стандартизированную схему производства продукции.
Договор концессии отличен от лицензионного тем, что стороны соглашения находятся в тесных корпоративных взаимосвязях с правообладателем, решая вопросы применения тех или иных запатентованных объектов.
Посмотреть варианты новых франшиз для малого бизнеса вы можете здесь.
Когда он заключается?
Соглашение может заключаться в нескольких формах:
- Товарная концессия – франчайзер продает продукцию через франчайзи, который не принимает аналогичные товары от других производителей.
- Производственная концессия – предоставление оборудования, рецептуры и товарного знака со строгим соблюдением качества продукции.
- Деловой франчайзинг – право пользования товарным знаком, методами ведения бизнеса.
- Субконцессионный договор – по генеральной франшизе компания контролирует деятельность франчайзи в определенном районе, городе.
Его стороны
Сторонами этого соглашения являются обладатель прав и пользователь. Стоит отметить, что здесь могут участвовать только юридические лица и ИП в связи с тем, что франчайзинговые договоры могут заключаться только для осуществления предпринимательской деятельности для получения прибыли.
При заключении контрактов такого рода чаще всего к приобретателю прав выставляют ряд требований. Так, могут существовать ограничения по опыту работы, количеству сотрудников, наличию недвижимого имущества, репутации и прочие условия. Но чаще всего такие требования имеют экономический, а не юридический характер.
Часто стороны соглашения именуются в документе франчайзи и франчайзером, особенно если речь идет о заключении договора с иностранными компаниями.
Важные условия
К существенным условиям договора франчайзинга относится набор необходимых и достаточных пунктов.
К таковым относятся следующие условия:
- Предмет договора, которым являются все объекты интеллектуальной собственности.
- Размер суммы, выплачиваемой правообладателю. Обычно ее размер складывается из двух частей: начального платежа и процента с гонорара, который выплачивается ежемесячно.
- Область деятельности и методы использования прав. Здесь оговариваются основные условия франчайзинга, отмечается, как можно использовать исключительные права.
- Условия, касающиеся качества работ или услуг. Пользователь может требовать с правообладателя предоставлять всю документацию, которая позволяет производить товары или услуги соответствующего качества. Обладатель прав может расторгнуть договор в том случае, если покупатель не выполняет какие-либо условия.
Кроме существенных условий, можно выделить еще ряд важных пунктов:
- Территория использования.
- Продолжительность франчайзинга.
- Право на подписание субконцессионных договоров.
- Запрет на заключение подобного соглашения с другими организациями.
- Ценовая политика.
- Согласование месторасположения объектов, дизайна помещений и прочие условия.
Всю подробную информацию о данном виде документации вы можете почерпнуть из следующего видео:
Пункты соглашения
Итак, к основным пунктам относятся:
- Обязательные условия – предмет договора, основные условия заключения.
- Дополнительные условия – согласовываются между сторонами. Сюда можно отнести размер роялти, срок договора, наличие субконцессии и пр.
- Название и номер документа.
- Дата и город заключения.
- Сведения о приложениях к договору.
- Разрешение споров.
- Реквизиты сторон.
Регистрация в Роспатенте
Регистрировать такой договор было необходимо до октября 2014 года. После этой даты вступили в силу изменения 4 части ГК, и такая регистрация была отменена. Несмотря на то, что регистрироваться не надо, все-таки потребуется обращение в Роспатент, потому что объектом такого соглашения может являться только исключительное право, зарегистрированное в соответствующем госоргане.
Действия, необходимые для регистрации концессии:
- Уплата пошлины.
- Заявление о регистрации, подписанное с двух сторон.
- Уведомление о передаче объекта договора.
Чаще всего регистрация занимает 2-3 месяца. Как видно, такой контракт является довольно сложным, однако коммерческая концессия приносит хорошую прибыль обоим сторонам соглашения.