Самостоятельное закрытие ИП в 2023 году: пошаговая инструкция, необходимые документы и действия

этапы процедурыСуществует ряд причин, по которым бизнесмену может быть необходимо закрыть ИП. Для осуществления этого шага существует специальная процедура, определенная законодательством РФ.

В данной статье рассмотрены особенности осуществления закрытия индивидуального предпринимателя.

Возможные причины

Существует множество причин, по которым руководитель может ликвидировать ИП:

  • В первую очередь, может быть принято решение о полном прекращении какой-либо деятельности.
  • Если бизнесмен, который регистрировался в качестве ИП, умер.
  • Если договор, который подтверждает право иностранного лица жить на территории РФ, заканчивает срок действия, предприниматель не может продолжать свою работу.
  • Если суд постановляет невозможность прекращения деятельности.
  • Если предприниматель признается банкротом.

Заявление и его заполнение

требуемая документацияЗаявление на прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя заполняется по специальной форме Р26001. Ее заполнение было серьезно упрощено еще в 2013 году посредством сокращения количества данных, которые необходимо в ней указать. Данный документ должен заполняться печатными буквами черной ручкой.

В заявлении указывается следующая информация:

  • ОГРНИП.
  • ФИО предпринимателя.
  • ИНН.
  • Выбор способа получения данных о занесении соответствующей записи в Единый реестр (возможно личное получение, по электронной почте, а также через доверенное лицо).
  • Мобильный телефон предпринимателя в формате +7 (999) 888-88-88.
  • Электронная почта (указывать необязательно).

Также непосредственно при подаче указывается должность и подпись с расшифровкой того лица, которое приняло данное заявление. Наконец, в документе должны быть данные о лице, которое нотариально засвидетельствовало подпись заявителя – среди них ИНН и то, кем является это лицо (нотариус, лицо, его заменяющее, либо должностное лицо, которое может выполнять обязанности нотариуса).

Заверение нотариусом не требуется в случае личной подачи предпринимателем.

Госпошлина за закрытие

Размер государственной пошлины, которую необходимо уплатить при ликвидации ИП в 2023 году, как и ранее, равен 160 рублям. С 1 января 2019 года размер гопошлины равен 0 при электронной подаче документов на закрытие.

При этом не нужно искать реквизиты для ее оплаты: они появляются автоматическим образом при формировании государственной пошлины (с использованием сервиса под названием «Уплата госпошлины»).

Для того чтобы подтвердить факт оплаты, нужно оформить квитанцию на ее уплату. Ее бланк тоже можно получить на вышеуказанном сервисе и впоследствии распечатать и заполнить.

Важно понимать, что оплачивать государственную пошлину должен непосредственно предприниматель из своих собственных средств (согласно НК РФ). При этом существуют разные способы ее оплаты:

  • Лично в любом банке (через банкомат или у кассира).
  • Через интернет (данная опция появилась с 2014 года).
  • Через платежные терминалы.

Перечень документов

Исходя из вышеперечисленной информации, среди документов, которые необходимо подать для закрытия индивидуального предпринимателя, можно выделить:

  • Заполненное по всем правилам заявление Р26001.
  • Квитанция на оплату госпошлины, в которой необходимо указать данные по налоговому органу, в котором осуществлялась регистрация, КБК, БИК, данные о плательщике – ФИО, адрес, ИНН, а также сумму для уплаты, подпись и дату.

Некоторые ФНС также просят ИП предоставлять документ, подтверждающий отсутствие долгов. Однако это не является необходимостью, поскольку у бизнесмена есть возможность закрыть ИП с долгами.

Обязательна ли справка из ПФР?

оформление бумагПолучение справки из Пенсионного Фонда РФ перестало быть обязательной процедурой при закрытии ИП еще в 2014 году. Однако, чтобы избежать недоразумений, можно получить данную справку и приложить ее к пакету документов, подаваемому в налоговую службу.

Для этого необходимо подать копии следующих документов:

  • Заявление о закрытии ИП.
  • Паспорт (при предоставлении документов также понадобится иметь подлинник).
  • Свидетельство о регистрации бизнесмена в статусе индивидуального предпринимателя.
  • Квитанции, подтверждающие своевременную оплату фиксированных платежей за период с момента прохождения последней проверки вплоть до момента подачи заявления о закрытии.
  • Выписка из Единого реестра.
  • Страховое свидетельство.

Чаще всего при подаче требуется наличие подлинников всех вышеперечисленных документов с целью сверки копий с оригиналами. Однако оригиналы должны оставаться у владельца.

В случае обнаружения задолженностей, перед тем как получить справку из ПФР, налогоплательщик будет обязан уплатить все невыплаченные взносы. Справка выдается на следующий день после предоставления квитанции об их уплате.

Подача документов

Первый способ подачи (пока он является самым распространенным) – личная предоставление. При этом нужно учитывать, что подпись на заявлении Р26001 может ставиться заявителем только в присутствии должностного лица, представляющего налоговый орган.

Ниже перечислены остальные способы предоставления документации:

  • Через представителя по доверенности – минусом данного пути является возникновение дополнительных затрат на нотариальное заверение документов – от 1000 до 2500 рублей.
  • По почте – один из самых дешевых способов, не требующих личного присутствия. Однако, он является недостаточно надежным.
  • Электронным образом (возможны 2 опции – самостоятельная подача или предоставление документов с помощью нотариуса) – здесь можно отследить статус документов. Данный способ предполагает минимальные временные затраты. Однако для его использования необходимо иметь так называемый ключ электронной подписи, который можно получить только в центрах, аккредитованных Минкомсвязи.
  • Через фирмы, занимающиеся доставкой документов. Так, некоторые фирмы постепенно заключают соглашения с ФНС (например, DHL и Pony Express) о доставке документации от заявителя в налоговую и обратно. При этом заявитель может либо доставить документы в офис подобной компании, либо обратиться к услугам курьера и отдать их ему. Пока подобные услуги запущены в тестовом режиме только в Москве и Московской области, стоимость варьируется от 500 до 1000 рублей. При этом не нужно личное присутствие в налоговой и оформление доверенности.

Наглядно пошаговый процесс можно посмотреть на следующем видео:

Получение документов

Документы о закрытии ИП его бывший владелец получает по истечении 5 рабочих дней после подачи в налоговую службу по месту регистрации. Для того чтобы их получить, необходимо прийти в ФНС с паспортом и выпиской, которую выдал инспектор.

При этом предприниматель получит 2 важных документа:

  • Выписку из ЕГРИП, которая будет свидетельствовать факт закрытия.
  • Свидетельство о том, что прекращение деятельности в качестве ИП было зарегистрировано. Данное свидетельство заполняется по форме Р65001.

В случае, если документы были заполнены неверно, налоговая служба откажет предпринимателю в закрытии. В этом случае он получит соответствующее извещение, в котором будут указаны причины отказа.

Действия после ликвидации

После закрытия необходимо выполнить ряд дополнительных шагов:

  1. После получения свидетельства о прекращении деятельности в налоговой инспекции по месту регистрации необходимо в течение 12 дней уведомить ПФР о своем закрытии.
  2. После этого нужно сдать необходимые отчеты в Фонд социального страхования (ФСС).
  3. Следующий этап – закрытие счета ИП. Процедура осуществляется в одном из отделений банка, в котором он был открыт.
  4. Далее необходимо расторгнуть все договора – с подрядчиками, на телефонию и доступ в интернет и т. п.
  5. Наконец, последний шаг – снятие ККМ с учета.

После выполнения всех вышеперечисленных шагов можно считать индивидуального предпринимателя официально закрытым.
пошаговая инструкция

Закрытие ИП с долгами

Существуют два основных вида ИП с долгами – те, которые имеют задолженность перед работниками или контрагентами, а также те, которые имеют задолженность перед бюджетом нашей страны (здесь имеются ввиду налоги и сборы):

  • В первом случае, согласно законодательству РФ, ИП можно ликвидировать без предварительной оплаты задолженностей. При этом важно помнить, что в отличие от любого юридического лица индивидуальный предприниматель не должен уведомлять своих кредиторов о своем закрытии. Однако это не избавит его от задолженностей: после процедуры они перейдут на физическое лицо, где в силу вступят другие законы.
  • В случае, если ИП имеет задолженность непосредственно перед бюджетом, существует возможность также закрыть его без предварительной оплаты. После закрытия физическое лицо обязано погасить недоимки: страховые взносы должны быть выплачены в течение 15 дней после внесения сведений о закрытии ИП.

Если бывший предприниматель не оплатил налоги и сборы в установленный срок, государственные инстанции могут подать иск в суд для того, чтобы добиться принудительного взыскания необходимой суммы.

Необходимо не забывать, что в качестве источника оплаты любых долгов ИП служат не только финансовые средства, но и все личное имущество (кроме единственного жилья, пригодного для проживания, продуктов питания и личных вещей).

Как уволить работников?

сокращение штатаЕсли ИП осуществлял деятельность с привлечением сотрудников, то сама по себе ликвидация может служить основанием увольнения всех категорий работников. Интересно, что на данный момент ТК РФ не имеет отдельных статей для регулирования вопросов о льготах персонала в ситуации увольнения по причине закрытия ИП.

Классически ТК РФ (статья 180) требует от юридического лица уведомления сотрудников об увольнении за 2 месяца до его наступления. Однако, поскольку ИП не является юридическим лицом, такая обязанность у него отсутствует.

Работодателю необходимо уведомить соответствующий орган службы занятости о том, что он планирует расторгнуть трудовые договора, за 2 недели до осуществления процедуры.

После истечения двухнедельного срока с момента уведомления работодатель должен подготовить приказы на каждого из работников, с которым был заключен трудовой договор. ИП при закрытии может увольнять даже тех сотрудников, которые находятся в состоянии временной нетрудоспособности и отпуске.

Увольнение сотрудников должно быть осуществлено до внесения записи о прекращении деятельности в ЕГРИП. Законодательство не фиксирует размер компенсационных выплат в случае ликвидации ИП, поэтому необходимость их осуществления и сумма будут зависеть от того, что прописано в трудовом договоре между ИП и сотрудником. Если точная сумма не указана – выплата не осуществляется.

Автор статьи:
-
1
+
Отправить комментарий