Миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации в 2019 году

Под миграционным учетом иностранных граждан в РФ принято понимать деятельность, связанную с фиксацией и обобщением данных о месте проживания и пребывания иностранцев, а также об их перемещении.

Миграционный учет

На практике миграционный учет включает несколько элементов – регистрацию по месту жительства, учет на территории пребывания, обработку данных, обеспечение прав и свобод. Какими нормами регулируется миграционный учет, и что он собой представляет?

Нормативно-правовая база

В п. 1 ст. 20 ФЗ №109 от 18 июля 2006 года содержится подробная информация о миграционном учете. В нем сказано, что каждый иностранный гражданин, постоянно или временно пребывающий на территории РФ, обязуется встать на учет по месту своего пребывания на протяжении семи рабочих дней с момента прибытия в пункт пребывания. Для этого нужно обратиться к принимающей стороне, предъявить паспорт и миграционную карту, содержащую отметку об итогах пограничного контроля.

В соответствии с нормами п. 2 ст. 22 ФЗ №109, принятие уведомления от принимающей стороны осуществляется на территории органа ФМС или подразделения почтовой связи. Если причины, по которым иностранец хочет остаться в стране на определенное время, уважительные, документы будут зарегистрированы без особых проблем.

Если принимающая сторона не может обратиться в орган учета в самостоятельном порядке, иностранец может действовать от ее имени (с ее согласия).

Если у иностранца на территории РФ есть жилое помещение в собственности, он может заявить его в качестве места пребывания. В такой ситуации подача уведомления происходит в личном порядке в орган миграционного учета или МФЦ.

Цели постановки

Проведение регистрационной процедуры и обеспечение дальнейших учетных мероприятий по месту пребывания подразумевает достижение одновременно нескольких целей:

  • оказание помощи в реализации задекларированных прав иностранцев;
  • прогноз дальнейших миграционных процессов;
  • своевременное внесение изменений в нормативы законодательства;
  • сбор и обработка сведений в различных региональных субъектах страны;
  • планирование инфраструктуры, предоставляемой туристам;
  • обеспечение оперативного реагирования на критичные ситуации;
  • определение граждан, действие которых осуществляется в целях нарушения прав других граждан;
  • предотвращение процессов, связанных с нелегальным перемещением иностранцев;
  • регулирование данных, полученных о приезжих гражданах;
  • регулирование трудовой деятельности иностранцев, работающих на территории Российской Федерации.
Существенных изменений в правилах миграционного учета иностранных граждан в 2019 году не произошло. Однако полномочия по приему документов были переданы в многофункциональные центры. До этого решением данного вопроса занимались сотрудники «паспортного стола».

Уведомление о прибытии

Уведомление о прибытии иностранного гражданина представляет собой документ, состоящий из основной и оборотной стороны. Он содержит следующие реквизиты:

  • ФИО принимающей стороны и иностранца;
  • паспортные данные сторон;
  • адрес проживания и пребывания;
  • цель прибытия в РФ;
  • срок предполагаемого нахождения на территории государства.

Документ состоит из основной части и отрывного корешка, который остается у заявителя.

Уведомление о прибытии

Принимающая сторона и ее обязанности

В качестве стороны, осуществляющей прием иностранного гражданина или лица без гражданства может выступать:

  • человек, прописанный на территории РФ;
  • лицо, постоянно проживающее в России, если это иностранец;
  • организация или ее представительство (филиал);
  • федеральная структура власти или организация, относящаяся к органам местного самоуправления;
  • консульство или дипломатическое представительство другой державы;
  • организация международного масштаба;
  • иностранец, являющийся специалистом высокого уровня квалификации, обладающий собственным жильем, находящимся на территории страны;
  • гостиница;
  • заведение здравоохранения;
  • орган, обеспечивающий соблюдение норм и принципов социальной защиты;
  • учреждение, осуществляющее исполнение норм уголовного или административного законодательства.
Если иностранец пребывает в Российскую Федерацию на основании визы, в качестве принимающей стороны выступает юридическое лицо, которое в ней указано.

Срок, в течение которого иностранец временно находится на территории страны, определяется на базе срока действия его визы. Исключение составляют случаи, прописаны в рамках ФЗ №115 от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Начиная с 1 января 2014 года, период нахождения иностранных граждан в России, подразумевающий отсутствие необходимости оформления визы, может составлять не более 90 суток на протяжении календарного периода, составляющего 180 суток. По истечении данного срока за иностранцем закрепляется обязательство по выезду за пределы РФ.

Снятие и продление миграционного учета

Снятие иностранца с учета по месту пребывания происходит в нескольких ситуациях:

  1. Постановка на учет по иному месту пребывания после получения от иностранца соответствующих сведений.
  2. Выезд за пределы РФ по факту получения нужной информации от органов пограничного контроля.
  3. Смерть иностранца после получения российской миграционной службой соответствующего свидетельства от органов ЗАГС.
  4. Пропажа без вести при наличии судебного решения об объявлении данного факта.
  5. Фиктивная постановка иностранца на учет в жилом помещении.
Чтобы продлить продолжительность действия визы и срок пребывания, требуется создать обращение в территориальную структуру ФМС заблаговременно, до момента его истечения.

Перечень документов по регламенту

Гражданин другой страны, который на постоянной или временной основе проживает на территории РФ, имеющий право на пользование жилым помещением или прописанный у другого лица, обращается в МВД или УФМС, подготовив перечень следующих документов:

  • заявление о прохождении процедуры регистрации по месту жительства;
  • паспорт или иной документ, способствующий удостоверению личности;
  • вид на жительство или разрешение, позволяющее временно проживать на территории РФ;
  • бумаги, свидетельствующие о праве пользования жилым помещением, в соответствии с нормативами российского законодательства.

Все документы подаются в оригинальном формате. По собственному желанию иностранный гражданин имеет право подать документы, подтверждающие право владения жилым помещением, копию миграционной карты, квитанцию об уплате государственной пошлины (если она предусматривается).

Где ставят на миграционный учет

Чтобы пройти процедуру регистрации по месту жительства, иностранный гражданин должен обратиться в МВД по месту расположения жилого помещения, которое ему принадлежит. Принимающая сторона в ситуациях, предусмотренных ФЗ №109 от 18.07.2006, в целях постановки на учет должна обратиться в МВД или отделение почтовой связи, также можно действовать через МФЦ.

Есть несколько аспектов, при которых предусмотрен порядок прохождения регистрационной процедуры по месту жительства:

  • пограничная зона;
  • административно-территориальные образования;
  • военные городки;
  • территории, для перемещения по которым иностранные граждане нуждаются в получении специального разрешения;
  • места, в которых объявлено военное положение;
  • зоны, в которых объявлено бедствие экологического характера;
  • отдельные территории и населенные пункты, в которых распространены инфекционные, вирусные, бактериальные и прочие опасные заболевания;
  • территории, в которых проводятся операции против террористических атак;
  • иные ситуации, установленные в рамках нормативов действующего законодательства.

Сроки постановки

Согласно общим правилам, иностранцы обязаны встать на учет, обратившись самостоятельно или через принимающую сторону в МВД, МФЦ на протяжении 7 дней с момента прибытия в пункт пребывания.

Что касается предельного срока нахождения на территории России, он ограничен 90 сутками на протяжении 180 дней. Владельцы некоторых паспортов, выданных органами иностранных государств, могут вставать на учет позже:

  • резиденты Украины — от 90 дней с даты, установленной на печати миграционной карты;
  • подданные стран, являющихся участниками соглашения о вступлении в Евразийское экономическое сообщество — месяц;
  • граждане Таджикистана — 15 дней с момента пересечения государственной границы.

Ответственность за нарушение

Перед наступлением предельного срока иностранный гражданин обязуется продлить срок пребывания, обратившись в специализированные органы, или покинуть территорию Российской Федерации на 90 дней (минимум).

В противном случае ему придется нести ответственность по нормам миграционного законодательства, которая подразумевает не только начисление штрафа, но и запрет на въезд на территорию страны на период, составляющий до нескольких лет.

Отличия для визовых и безвизовых граждан

Иностранные граждане, пребывающие в РФ на основании визы, должны руководствоваться нормами визового законодательства. Срок пребывания в России равен периоду времени, указанному на самой визе.

Мигранты, прибывшие в страну в безвизовом порядке, могут находиться на территории РФ не более 90 суток в течение 180 суток. Если они вынуждены задержаться в России более чем на 3 месяца, постановка на миграционный учет обязательна.

Постановка детей на миграционный учет

Родители, желающие встать на миграционный учет, прибывшие на территорию РФ с детьми, обязаны поставить на учет и своих детей. В противном случае нарушителям будет начислен штраф.

В качестве меры наказания может быть запрет на въезд на территорию страны на определенный срок.

Миграционный учет по новым правилам, проблемы и решения представлены ниже на видео.

Автор статьи:
-
0
+
Отправить комментарий