Можно ли заводить две трудовые книжки одновременно?

оформление бумагТрудовая книжка — документ работающего человека, содержащий информацию о периоде договоров, должности, вознаграждениях и поощрениях.

Иметь два таких документа можно в связи с самыми разными ситуациями. Однако наличие нескольких книжек влечёт за собой определённые проблемы.

Причины такого оформления

Случаи, когда могут быть оформлены два документа, не редки. Как правило, это происходит, если использование одного затруднено или работник сознательно скрывает наличие стажа. К таким ситуациям относятся:

  • Утеря документа. Такой случай возникает, если человек потерял свою трудовую либо предыдущий наниматель при увольнении не выдал её. Сотрудник должен при трудоустройстве на новое место работы написать заявление об оформлении новой книжки в связи с утратой. Организация не вправе отказать в этом. Кадровик заполняет бланк на основании договоров или приказов с предыдущих мест работы. При этом новый документ оформляется в качестве дубликата.
  • Желание скрыть информацию о предыдущей деятельности. Нередко люди оформляют новую трудовую, когда не хотят сообщать нанимателю сведения о прошлых местах работы. Например:
    • человека уволили по статье;
    • сотрудник занимал непрестижную должность;
    • выпускник ВУЗа подрабатывал неквалифицированным трудом;
    • сведения о предыдущей работе мешают карьере и т. п.

    Также бывают случаи, когда работник захотел кардинально сменить профиль деятельности на менее престижный. Например, сотрудник правоохранительных органов собирается устроиться водителем или охранником. Чтобы предупредить сомнения и вопросы нанимателя, человек скрывает факт наличия документов.

  • Труд в нескольких организациях. Законодательством установлено, что предоставлять книжку при приёме на работу по совместительству не требуется. Оформление в этом случае строго регламентировано ТК РФ.

О том, что делать при утере документа, смотрите на следующем видео:

Законно ли это?

Законность владения несколькими книжками является актуальным вопросом в сфере трудовых отношений. Нормативные акты не дают однозначного ответа.

ТК РФ напрямую не запрещает человеку использовать более одного документа, а также заводить новый при оформлении на другую работу. Это же касается и совместителей.

Не предусмотрены санкции и штрафы владельцам нескольких книжек. Однако стоит иметь в виду, что при использовании сведений этих документов для мошенничества и обмана человек может быть привлечён к ответственности.

Работа у нескольких работодателей

необходимая документацияВ законодательстве предусмотрена возможность работы в нескольких организациях одновременно. При этом трудовая должна храниться у основного нанимателя. Занятость на прочих предприятиях является совместительством. В такой ситуации предоставление книжки при оформлении на работу не обязательно. То есть второй документ человеку заводить не следует.

Информацию о других местах работы можно занести в трудовую по желанию сотрудника. Для этого он должен предоставить в основную организацию подтверждение факта совместительства, например, приказ о приёме или трудовой договор.

страховой стажЕсли вас интересует порядок выдачи трудовой книжки при увольнении, прочтите этот материал.

О том, какие документы нужны при приеме на работу, читайте здесь.

Чем это грозит?

Законодательством не установлена прямая ответственность за наличие двух трудовых. Однако использование нескольких документов может повлечь за собой определённые последствия:

  • Сложности при предоставлении вычетов. Если человек имеет несколько книжек, работает в двух организациях, потребовать налоговые вычеты он может только в одном из предприятий. Учебный отпуск тоже должен быть оплачен одной фирмой. В прочих местах работы сотруднику необходимо оформить отпуск за свой счёт. В случае злоупотребления владением несколькими документами, один из работодателей может потребовать возврата излишне уплаченных сумм.
  • Нюансы при оформлении пенсии. В данное время трудовая больше не несёт функцию учёта стажа. Однако получить пенсию без предъявления оригинала этого документа невозможно, так как он включён в перечень необходимых бумаг. Владельцы нескольких книжек могут предъявить только одну из них. Если срок стажа, зафиксированный в этом документе, окажется меньше реального, то человеку придётся объяснять причину этого факта.
  • Сложности при оформлении пособий. Все выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам можно получать только в одной из организаций, где работает сотрудник. При этом в бланке больничного листа есть графа, куда следует вписать наименование предприятия, куда будет предоставляться документ. Оформление двух бланков для сдачи в несколько мест запрещено.

Никаких штрафов за использование двух трудовых не предусмотрено. Однако, если человек сознательно скрыл наличие документа, то при обнаружении этого факта организация может уволить работника.

Автор статьи:
-
0
+
Отправить комментарий