Что такое санитарная книжка и где ее оформить

оформление документацииСанитарная или личная медицинская книжка – это документ установленного образца, содержащий информацию о состоянии здоровья работника, его медицинской истории и осмотрах, результаты экзамена по санитарному минимуму и заключение врачей о допуске к работе. Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими общие вопросы и порядок оформления, являются: Приказ №402 от 20.05.2005 Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», статьи 69 и 76 Трудового кодекса, а также ряд других нормативных актов федерального и местного уровня.

Главная цель наличия документа – создание безопасной среды для окружающих, соответствие изготавливаемой продукции или предоставляемых услуг всем необходимым санитарно-эпидемиологическим нормам, профилактическая функция.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно!

На каких должностях требуется?

Санитарный паспорт не является общеобязательным официальным документом, кроме категорий, прописанных законодательно:

  • Сотрудники субъектов хозяйствования, деятельность которых связана с пищевыми продуктами и питьевой водой, в том числе с изготовлением, обработкой, транспортировкой, хранением, реализацией. К этой категории относятся:
    • сфера торговли, в том числе оптовые базы и рынки продовольственных товаров;
    • центры общественного питания, пищеблоки;
    • транспортные компании;
    • пищевая и перерабатывающая отрасли сельского хозяйства и промышленности;
    • все сотрудники водопроводных сооружений, имеющие отношение к подготовке воды и обслуживающие водопроводные сети.
  • Работники и должностные лица структур, направлением деятельности которых является воспитание и обучение детей: дошкольные и учебно-воспитательные учреждения, оздоровительные, развлекательные, спортивные и другие внешкольные заведения.
  • Сотрудники сферы бытового и коммунального обслуживания: гостиничный сервис, жилищно-эксплуатационные организации, косметологические и парикмахерские услуги, туристические фирмы, учреждения торговли промышленными детскими товарами, а также перевозчики, занятые транспортировкой людей и проводники всех видов транспорта.
  • Учащиеся всех видов учебных заведений при оформлении в период прохождения практики на объектах, где предусмотрена профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация.
  • Иностранные сотрудники на время работы в структурах, которые относятся к вышеперечисленным категориям.

Во всех других случаях работодатели на свое усмотрение имеют право предъявить требование наличия такого документа на момент трудоустройства или в процессе трудовой деятельности.

Где можно ее сделать?

Выдачу книжек осуществляют государственные и частные специализированные учреждения здравоохранения, имеющие соответствующее разрешение Роспотребнадзора.

При обращении в районную поликлинику или частную клинику для прохождения комиссии алгоритм действий следующий:

  1. Подготовка документов. Предварительно нужно приобрести чистый бланк медицинской книжки, подготовить фотографии формата 3*4, паспорт, амбулаторную карту, страховой полис и заполненное печатным шрифтом заявление, образец которого предоставляется в поликлинике.
  2. Прием у терапевта. Врач даст необходимые направления на конкретные виды профилактических осмотров и анализы в зависимости от рода деятельности.
  3. Оплата услуг и предоставление квитанции.
  4. Прохождение специалистов согласно направлению и сдача анализов.
  5. Заполнение терапевтом книжки на основе полученных результатов обследования.
  6. Прохождение гигиенической аттестации и сдача соответствующих тестов в центре обучения (только в том случае, если это обязательно для конкретной профессии).
  7. Получение оформленной медицинской книжки с голограммой и печатью.

порядок действий

Что нужно проходить?

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития №302 от 12.04.2011 в обязательном порядке с периодичностью один раз в год всем работникам должны быть проведены:

  • клинический анализ крови и мочи;
  • рентген и флюорография легких (правая боковая и прямая);
  • электрокардиография;
  • биохимический скрининг;
  • обследование акушером-гинекологом всех женщин;
  • для женщин в возрасте после 40 лет – маммография и УЗИ молочных желез;
  • обязательное участие психиатра, терапевта и нарколога при прохождении всех видов осмотра.

Для отдельных категорий профессий перечень может быть дополнен. Например, для сотрудников учреждений общественного питания обязательно прохождение осмотра у стоматолога, дерматовенеролога и оториноларинголога.

Стоимость и сроки оформления

Сумма затрат и сроки прохождения медицинской комиссии зависят прежде всего от выбора медицинского учреждения, региона и профессии, которая определяет количество необходимых анализов.

Варианта получить услугу бесплатно нет.

В районных поликлиниках средняя стоимость обследований составляет  2 000 р. Если необходимо прослушивание лекции и сдача теста в аккредитованном центре – сумма увеличивается еще на 700-1000 р. Весь процесс займет около 7 дней.

При обращении в частные медицинские центры сроки значительно меньше – до 2 дней. При этом стоимость услуги варьируется от 3500 до 5000 р., а в отдельных регионах может достигать и пятизначной цифры.

В соответствии со ст. 214 Трудового кодекса РФ затраты на прохождение медкомиссии оплачивает работодатель. На практике в большинстве случаев работники проходят ее за свой счет.

устройство на работуКак пройти медосмотр при устройстве на работу — читайте в этой статье.

Как грамотно составить уведомление об изменении условий трудового договора — смотрите здесь.

Продление документа

нюансы процедурыПродление книжки необходимо в том случае, если заканчивается срок ее действия. Процедура предусматривает повторную сдачу анализов и осмотр. Пролонгация документа осуществляется только по итогам профессионального осмотра. Периодичность зависит от профессии и чаще всего составляет один год.

Сроки и стоимость первичного оформления и продления в государственных структурах примерно одинаковы. Частным клиникам понадобится значительно меньший срок – 1 день. Работодатели могут заключать договор о регулярном обслуживании, что позволяет организованно и быстро пройти процедуру всем сотрудникам.

Как проверить подлинность?

Главным способом проверки действительности документа служит информация на сайте Центра гигиены и эпидемиологии.

О подлинности документа свидетельствуют:

  • наличие печати ФГУЗ круглой формы, которая заверяет фотографию собственника книжки;
  • несколько степеней защиты. На страницах 29-30 отмечаются аттестационные результаты, которые заверяет голограмма. Фотография владельца заверена другой голограммой;
  • на второй странице в нижнем правом углу имеется номер регистрации;
  • каждый осмотр и исследование должны быть подтверждены штампами и заверены печатью учреждения;
  • пропечатанная информация без заполнения от руки.

Использование поддельной санитарной книжкой является уголовно наказуемым деянием в соответствии со ст. 327 Уголовного кодекса и влечет ответственность как для владельца, так и для работодателя.

Подробнее о том, как отличить оригинал от подделки, смотрите на следующем видео:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

7 (499) 703-52-19 (Москва)

+7 (812) 309-68-13 (Санкт-Петербург)

8 (800) 333-45-16 доб. 193 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Автор статьи:
-
0
+
Отправить комментарий