Что такое санитарная книжка и где ее оформить
Санитарная или личная медицинская книжка – это документ установленного образца, содержащий информацию о состоянии здоровья работника, его медицинской истории и осмотрах, результаты экзамена по санитарному минимуму и заключение врачей о допуске к работе. Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими общие вопросы и порядок оформления, являются: Приказ №402 от 20.05.2005 Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», статьи 69 и 76 Трудового кодекса, а также ряд других нормативных актов федерального и местного уровня.
Главная цель наличия документа – создание безопасной среды для окружающих, соответствие изготавливаемой продукции или предоставляемых услуг всем необходимым санитарно-эпидемиологическим нормам, профилактическая функция.
На каких должностях требуется?
Санитарный паспорт не является общеобязательным официальным документом, кроме категорий, прописанных законодательно:
- Сотрудники субъектов хозяйствования, деятельность которых связана с пищевыми продуктами и питьевой водой, в том числе с изготовлением, обработкой, транспортировкой, хранением, реализацией. К этой категории относятся:
- сфера торговли, в том числе оптовые базы и рынки продовольственных товаров;
- центры общественного питания, пищеблоки;
- транспортные компании;
- пищевая и перерабатывающая отрасли сельского хозяйства и промышленности;
- все сотрудники водопроводных сооружений, имеющие отношение к подготовке воды и обслуживающие водопроводные сети.
- Работники и должностные лица структур, направлением деятельности которых является воспитание и обучение детей: дошкольные и учебно-воспитательные учреждения, оздоровительные, развлекательные, спортивные и другие внешкольные заведения.
- Сотрудники сферы бытового и коммунального обслуживания: гостиничный сервис, жилищно-эксплуатационные организации, косметологические и парикмахерские услуги, туристические фирмы, учреждения торговли промышленными детскими товарами, а также перевозчики, занятые транспортировкой людей и проводники всех видов транспорта.
- Учащиеся всех видов учебных заведений при оформлении в период прохождения практики на объектах, где предусмотрена профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация.
- Иностранные сотрудники на время работы в структурах, которые относятся к вышеперечисленным категориям.
Во всех других случаях работодатели на свое усмотрение имеют право предъявить требование наличия такого документа на момент трудоустройства или в процессе трудовой деятельности.
Где можно ее сделать?
Выдачу книжек осуществляют государственные и частные специализированные учреждения здравоохранения, имеющие соответствующее разрешение Роспотребнадзора.
При обращении в районную поликлинику или частную клинику для прохождения комиссии алгоритм действий следующий:
- Подготовка документов. Предварительно нужно приобрести чистый бланк медицинской книжки, подготовить фотографии формата 3*4, паспорт, амбулаторную карту, страховой полис и заполненное печатным шрифтом заявление, образец которого предоставляется в поликлинике.
- Прием у терапевта. Врач даст необходимые направления на конкретные виды профилактических осмотров и анализы в зависимости от рода деятельности.
- Оплата услуг и предоставление квитанции.
- Прохождение специалистов согласно направлению и сдача анализов.
- Заполнение терапевтом книжки на основе полученных результатов обследования.
- Прохождение гигиенической аттестации и сдача соответствующих тестов в центре обучения (только в том случае, если это обязательно для конкретной профессии).
- Получение оформленной медицинской книжки с голограммой и печатью.
Что нужно проходить?
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития №302 от 12.04.2011 в обязательном порядке с периодичностью один раз в год всем работникам должны быть проведены:
- клинический анализ крови и мочи;
- рентген и флюорография легких (правая боковая и прямая);
- электрокардиография;
- биохимический скрининг;
- обследование акушером-гинекологом всех женщин;
- для женщин в возрасте после 40 лет – маммография и УЗИ молочных желез;
- обязательное участие психиатра, терапевта и нарколога при прохождении всех видов осмотра.
Для отдельных категорий профессий перечень может быть дополнен. Например, для сотрудников учреждений общественного питания обязательно прохождение осмотра у стоматолога, дерматовенеролога и оториноларинголога.
Стоимость и сроки оформления
Сумма затрат и сроки прохождения медицинской комиссии зависят прежде всего от выбора медицинского учреждения, региона и профессии, которая определяет количество необходимых анализов.
В районных поликлиниках средняя стоимость обследований составляет 2 000 р. Если необходимо прослушивание лекции и сдача теста в аккредитованном центре – сумма увеличивается еще на 700-1000 р. Весь процесс займет около 7 дней.
При обращении в частные медицинские центры сроки значительно меньше – до 2 дней. При этом стоимость услуги варьируется от 3500 до 5000 р., а в отдельных регионах может достигать и пятизначной цифры.
В соответствии со ст. 214 Трудового кодекса РФ затраты на прохождение медкомиссии оплачивает работодатель. На практике в большинстве случаев работники проходят ее за свой счет.

Как грамотно составить уведомление об изменении условий трудового договора – смотрите здесь.
Продление документа
Продление книжки необходимо в том случае, если заканчивается срок ее действия. Процедура предусматривает повторную сдачу анализов и осмотр. Пролонгация документа осуществляется только по итогам профессионального осмотра. Периодичность зависит от профессии и чаще всего составляет один год.
Сроки и стоимость первичного оформления и продления в государственных структурах примерно одинаковы. Частным клиникам понадобится значительно меньший срок – 1 день. Работодатели могут заключать договор о регулярном обслуживании, что позволяет организованно и быстро пройти процедуру всем сотрудникам.
Как проверить подлинность?
Главным способом проверки действительности документа служит информация на сайте Центра гигиены и эпидемиологии.
О подлинности документа свидетельствуют:
- наличие печати ФГУЗ круглой формы, которая заверяет фотографию собственника книжки;
- несколько степеней защиты. На страницах 29-30 отмечаются аттестационные результаты, которые заверяет голограмма. Фотография владельца заверена другой голограммой;
- на второй странице в нижнем правом углу имеется номер регистрации;
- каждый осмотр и исследование должны быть подтверждены штампами и заверены печатью учреждения;
- пропечатанная информация без заполнения от руки.
Использование поддельной санитарной книжкой является уголовно наказуемым деянием в соответствии со ст. 327 Уголовного кодекса и влечет ответственность как для владельца, так и для работодателя.
Подробнее о том, как отличить оригинал от подделки, смотрите на следующем видео: