Как провести аттестацию персонала на предприятии
Персонал является главным активом для каждой фирмы. От качества работы сотрудников зависит достижение целей компании.
Для того чтобы результаты деятельности работников не ухудшались со временем, необходимо регулярно проводить оценку их навыков, знаний и процента выполнения плана.
Что нам говорит ТК РФ
Трудовой кодекс РФ регулирует множество положений, регулирующих процесс управления персоналом. Процесс проведения аттестации сотрудников – не исключение. Так, в данном документе выделяются особые нормы, позволяющие работодателю расторгнуть договор с работником в случае, если он имеет недостаточную квалификацию или не соответствует той должности, которую занимает.
Кроме того, данный документ обязует работодателя включить в состав комиссии, проводящей оценку, представителя из профсоюзной организации. Однако это требование действует только в том случае, если проведенная аттестация будет служить основанием для того, чтобы уволить работника.
Остальные положения относительно аттестации регулируются другими законами и нормативными актами в зависимости от отрасли, в которой функционирует компания.
Цели проведения
Аттестация представляет собой регулярную проверку работника на предмет его профессионального уровня. Это необходимо для того чтобы понять, насколько квалификация соответствует тем обязанностям, которые возлагаются на сотрудника.
Основная цель проведения процедуры оценки – проверка наличия необходимых навыков, теоретических знаний работника, а также деловых качеств и умения применять все имеющиеся знания для выполнения обязанностей, которые фиксируются должностной инструкцией и трудовым договором.
Кроме того, аттестация может иметь цель в виде оценки результатов, достигаемых сотрудником. На основе всех полученных данных чаще всего составляется план развития для каждого конкретного работника.
Кроме того, существует ряд дополнительных целей:
- Проверка соответствия корпоративной культуре компании.
- Определение места в коллективе и совместимости с ним.
- Проверка уровня мотивации сотрудника (в том числе к карьерному росту).
- Определение вектора развития в компании.
- Повышение уровня ответственности коллектива (равно как и уровня дисциплины).
Подробная информация о данной процедуре и о всех нюансах ее проведения на предприятии представлена на следующем видео:
Виды и методы
За время развития такого раздела менеджмента как управление персоналом возникло достаточно большое количество методик проведения объективной оценки результатов деятельности сотрудников. При этом чаще всего сочетается несколько методов вместо того, чтобы использовать только одну технологию.
Так, среди типов процедур оценки персонала можно выделить следующие:
- Субъективная оценка непосредственным руководителем.
- Оценка результатов деятельности работы на основе изначально установленных показателей.
- Метод «360 градусов» – оценка сотрудника с 4 сторон: руководитель, подчиненные, коллеги, клиенты.
- Ранжирование – сравнение результатов деятельности работников в подразделении.
- Шкала оценок – аттестация по заранее определенному списку факторов по заданной шкале.
- Метод открытой аттестации заключается в оценке характера выполнения обязанностей сотрудником.
- Проведение центра оценки (ассессмент-центр) – технология, позволяющая комплексно оценить работников с помощью использования комбинации методов. Центр оценки ориентирован на оценку профессиональных, психологических особенностей, а также выявление потенциальных возможностей для развития.
Кроме того, выделяется целый ряд видов аттестации:
- Очередная – обязательный для всех процесс, проводящийся раз в год для руководителей и раз в 2-3 года для обычных служащих (может производиться чаще).
- При продвижении по карьерной лестнице – целью является определение уровня подготовки сотрудника в соответствии с новыми должностными обязанностями.
- После прохождения испытательного срока – вид, необходимый для того чтобы понять, следует ли рекомендовать работника к зачислению в штат.
- При переводе в другое подразделение – проводится только в том случае, если лицо будет выполнять другой круг обязанностей.

Все нюансы получения лицензии на фармацевтическую деятельность описаны здесь.
Какие работники обязательно ей подлежат
Существует целый ряд категорий персонала, которые должны проходить аттестацию в обязательном порядке. Среди них выделяются:
- Персонал, занятый в сфере авиации.
- Руководители унитарных предприятий.
- Сотрудники библиотек.
- Персонал, работающий в аварийно-спасательных службах.
- Работники прокураторы (в первую очередь те, которые имеют классные чины).
- Сотрудники, занятые на опасном производстве.
- Специалисты, работающие в сфере судоходства, наземного и воздушного транспорта, которые связаны с необходимостью обеспечения безопасности.
Если говорить в целом, различные законодательные акты регулируют обязательное прохождение процедуры оценки для тех специальностей, от которых серьезно зависит жизнь и здоровье людей.
В случае непрохождения аттестации работодатель не может уволить некоторых сотрудников: в частности, это беременные женщины, матери-одиночки и женщины с детьми в возрасте до 3 лет.
Основные этапы процедуры
Аттестация работников проводится по достаточно стандартной процедуре (вне зависимости от вида и выбранного метода проведения). Так, она включает в себя несколько этапов:
- Подготовительный этап – проводится специалистами кадрового отдела и заключается в разработке показателей для оценки персонала и подготовке бланков и инструкций в соответствии с ними.
- Этап ознакомления лиц, проводящих аттестацию, с ее целями и задачами, ходом проведения и т. п.
- Этап работы с нормативными документами – процесс подготовки всех необходимых документов для проведения оценки и фиксирования ее результатов.
- Организация аттестации в подразделениях – процесс осуществляется непосредственными руководителями. В случае, если тестируется управляющий аппарат, этим занимается директор компании или его заместители.
- Этап рассмотрения материалов по процедуре оценки – смысл состоит в анализе полученных результатов.
- Этап принятия решений – заключается в том, чтобы определить дальнейшие планы по развитию сотрудника, его обучению и повышению квалификации. Также принимаются решения об изменении уровня заработной платы, выплате премий и т. п.
Оформляемые в процессе документы
Как и в случае с другими процедурами, проходящими на предприятии, в процессе ее проведения необходимо оформлять ряд документации. Так, следующий перечень документов является исчерпывающим для любого вида аттестации:
- Приказ руководителя о необходимости проведения оценки.
- Положение компании о процедуре проведения аттестации.
- График проведения оценки персонала.
- Аттестационный лист.
- Специализированные бланки.
- Отзывы о работе сотрудника по специальной форме, утвержденной в компании.
- Протокол оценочной комиссии.
Данные документы необходимы для того чтобы обеспечить удобное хранение данных. В этом случае возможно будет быстро воспользоваться нужной информацией при принятии решения по поводу перестановок в кадровом составе и т. п. Желательно, чтобы существовала специализированная система сортировки и хранения информации.
Анализ результатов процедуры и дальнейшие действия работодателя
После проведения аттестации обязательно проводится анализ ее результатов. В первую очередь целесообразно классифицировать сотрудников по критерию соответствия стандартам труда. Так, можно выделить 3 основных категории:
- Сотрудники, не удовлетворяющие стандартам.
- Работники, выполняющие необходимые нормы.
- Сотрудники, перевыполняющие стандарты труда.
Кроме того, проводится анализ персонала с точки зрения различных характеристик:
- Во-первых, проводится сопоставление результатов, достигнутых работником, со средним уровнем по компании, а также существующими стандартами.
- Во-вторых, выявляется уровень развития и возможности улучшения овладения различными профессиональными навыками.
- В-третьих, по компании в целом (в зависимости от результатов каждого отдельного сотрудника и подразделений, в которых они работают) определяются узкие места в деятельности и возможности для преодоления проблем.
После проведения процедуры оценки работодатель принимает решения насчет карьерного роста сотрудников, выплаты денежных компенсаций и т. п. Кроме того, на основе полученных результатов корректируются процессы, связанные с управлением персоналом, для того чтобы преодолеть проблемы.
Периодичность и сроки проведения
Периодичность и сроки проведения аттестации зависят от того, какие сотрудники подлежат оценке. Так, руководители должны ее проходить не реже 1-2 раз в год для подтверждения своей квалификации. Что касается новых сотрудников, желательно проводить оценку сразу после прохождения испытательного срока и через полгода после его окончания для того, чтобы выявить то, насколько человек освоился в должности.
Таким образом, регулярное проведение аттестации позволяет компании серьезно улучшить качество управления персоналом и повысить эффективность деятельности всех сотрудников. Проведение этой процедуры положительно сказывается на финансовых результатах фирмы и зачастую позволяет снизить затраты.