Как рассчитать коэффициенты текучести и постоянства кадров?
На крупных предприятиях с большим числом сотрудников для управления персоналом применяются различные методики, которые основаны на определенных показателях.
Одни из самых распространенных – это коэффициенты текучести и постоянства кадров, о которых и пойдет речь в данной статье.
Что это такое?
Коэффициент постоянства – это один из показателей, характеризующих состояние персонала в организации. Он показывает, насколько постоянным является количественный состав работников. Обычно выбирают один конкретный период, в течение которого происходили (или не происходили) движения (принятия на работу и увольнения), и проводят анализ имеющихся количественных показателей.
Коэффициент текучести – это также важный показатель для анализа состояния персонала организации с точки зрения эффективности внутриорганизационной политики. Он показывает, насколько к описываемому предприятию относится понятие “текучка”, то есть постоянная и частая смена работников.
В математическом выражении он рассчитывается как отношение выбывших (уволенных, прекративших сотрудничество с компанией) работников к среднестатистическому (среднесписочному) их количеству.
Зачем необходим их расчет?
Показатели текучести и постоянства кадров нужно регулярно анализировать в любой организации для того, чтобы исправлять ошибки при найме на работу новых специалистов.
После получения неудовлетворительных результатов любой ответственный руководитель задумается, почему так происходит, почему людям не нравится работать в данной компании, не устраивают их условия труда, заработная плата или график работы. На все эти вопросы можно найти ответы после анализа рассматриваемых показателей.

О том, как правильно составить опись передаваемых документов, читайте здесь.
Формулы и порядок расчета
Коэффициент постоянства рассчитывается на основе двух значений:
- Во-первых, это количество работающих в организации людей, которые за весь период, называемый отчетным, выполняли свои обязанности, то есть работали. Будем обозначать как Чвесь период.
- Второй показатель – количество работников в конце анализируемого периода. Обозначаем как Чконец_периода.
Формула будет иметь следующий вид:
Кпост = Чвесь период / Чконец_периода * 100%
Формула расчета коэффициента текучести будет иметь следующий вид:
Ктекучести = Чвыбывших / Чсреднесписочная * 100%, где:
- Чвыбывших – это количество выбывших сотрудников с занимаемых должностей. При этом учитывается какой-то определенный период.
- Чсреднесписочная – это средняя величина кадров.
В число работников, которые выбыли, относятся уволенные из-за нарушения дисциплины, по собственному желанию, по согласованию сторон и так далее. В небольших количествах этот “оборот рабочей силы” неизбежен. Но в любом случае стоит узнать, какие именно причины стали поворотным фактором для возникновения невыгодного положения дел в кадровом составе предприятия.
Коэффициенты постоянства и текучести дополняют один другой и в то же время являются антиподами, так как олицетворяют собой два процесса, направленных в сторону уменьшения и увеличения профессионализма и комфорта для работников той или иной организации.
Среди источников возникновения рабочей силы, а также ее выбытия, принято выделять следующие:
- Нанятые по инициативе дирекции фирмы специалисты.
- Лица, пришедшие по направлению разнообразных органов по трудоустройству.
- Физические лица, которые были распределены после окончания учебы в учебных заведениях соответствующей направленности на места прохождения обязательной рабочей практики (принятые по путевкам).
- Физиологические. Это причины жизненного, то есть физиологического характера. Например, смерть, тяжелая болезнь, достижение определенного пенсионного возраста.
- Причины, предусмотренные законами и нормативными актами. Например, это может быть поступление на службу в армию.
Примеры расчетов
Допустим, на заводе по производству стали количество работающих за весть отчетный годовой период составляет 2550 человек, то есть Чвесь период = 2550. А число людей, которые остались на работе либо приступили к обязанностям, составляет 1835 человек, то есть Чконец_периода = 1835.
Тогда:
- Кпост = Чвесь период / Чконец_периода = 2550/1835 = 1,38 (138%).
Если также необходимо вычислить коэффициент текучести, нужно узнать такие показатели, как число выбывших работников и среднее расчетное количество человек, занятых производственной или иной деятельностью на данном предприятии. Если принять Чсреднесписочная, равной 2550 работникам, а Чвыбывших – 120 человек, то формула примет следующий вид:
- Ктекучести = Чвыбывших / Чсреднесписочная = 120/2550 = 0,047 (4,7%).
Информацию о том, как работать с текучестью персонала, смотрите на следующем видео:
Анализ результатов, нормативные значения
Так как списочная численность рабочей силы является отражением количества человек, официально занятых на предприятии в определенный фиксированный момент времени, то есть количество людей “по списку”, она является основой коэффициента текучести персонала. Причем, нужно различать списочную и среднесписочную численность кадров. Среднесписочная является показателем, взятым не на конкретное число, а за определенный период времени (например, за месяц, год).
Коэффициент постоянства должен стремиться к нулю. Это будет свидетельствовать о нормальном положении дел на предприятии и прогрессе в управленческой сфере. То есть кадры подобраны верно.
Что касается коэффициента текучести, он также может менять свое стандартное или считающееся нормой значение. Все зависит от характера деятельности предприятия и ситуации в той сфере рынка, которую занимает или пытается занять компания:
- Нормальное значение текучки для менеджеров высшего звена находится в пределах от 0 до 2%, у среднего уровня – 8-10%, для линейного персонала – максимум 20%.
- Норма для производственных рабочих и торгового персонала – 20-30%.
- Для неквалифицированной рабочей силы – в пределах 50%.
Согласно современным международным исследованиям, на предприятии, занятом в IT-отрасли, норма текучести составит 8-10%, в производственной сфере – 10-15%, в сфере страхования и розничной торговли – 30%, а в гостинично-ресторанном бизнесе может достигать 80%.
“Коэффициент постоянства должен стремиться к нулю.Это будет свидетельствовать о нормальном положении дел на предприятии и прогрессе в управленческой сфере. То есть кадры подобраны верно.” Как это??? может, стремится к единице? Коэффициент постоянства будет около нуля, если кадры больше года не задерживаются на предприятии