Что собой представляет реинжиниринг бизнес-процессов в организации?

деятельность предприятияВ связи с особенностями рыночной экономики организации вынуждены постоянно искать возможности увеличения конкурентоспособности.

Одним из методов оптимизации производства на предприятии является реинжиниринг бизнес-процессов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Сущность понятия

определение понятияРеинжинирингом называют полное переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов компании для улучшения показателей фирмы. Чаще всего решение о кардинальной перестройке производственного цикла принимается для оптимизации качества продукции, сервиса, темпов работы фирмы, снижения стоимости изготовления товара.

Реинжиниринг является приёмом инновационного менеджмента. Он затрагивает основные процессы: производство, реализацию, продвижение готовой продукции.

Конечная цель этого управленческого решения — разработка и внедрение эффективных нововведений.

Им не являются следующие действия:

  • автоматизация бизнеса, так как она не изменяется сущность процесса;
  • реинжиниринг программного обеспечения, его задача состоит в изменении устаревших информационных систем без корректировки недостатков цикла;
  • реорганизация компании, так как данное действие направлено на изменение всей структуры фирмы;
  • управление качеством, оно лишь улучшает существующий цикл, не заменяя процессы на новые.

В рамках данной процедуры проводится поиск таких новых процессов, которые позволят предприятию организовать работу с учётом нынешних технологий. Менеджеры отказываются от накопленного многолетнего опыта в пользу разработки актуального управленческого решения.

Таким образом, реинжиниринг имеет следующие признаки:

  • пренебрежение действующими системами фирмы и рыночными шаблонами;
  • кардинальное изменение приёмов ведения хозяйственной деятельности;
  • значительное улучшение показателей компании.

Предприятие вынуждено использовать данное решение, если оно находится в состоянии кризиса, например, при потери конкурентоспособности продукции. Также необходимо изменение цикла в случае неблагоприятных прогнозов будущей деятельности организации.

Подробную информацию о данной процедуре вы можете почерпнуть из следующего видео:

Назначение и задачи

Реинжиниринг предполагает использование определённых средств для улучшения работы компании с помощью анализа, моделирования и перепроектирования уже существующих деловых процессов. Из этого следует, что его главной функцией является создание максимально адаптивной к изменениям рынка модели бизнеса.

Также выделяют следующие задачи:

  • определение стратегии компании;
  • определение критериев оценки работы фирмы в соответствии с принятым направлением деятельности;
  • анализ бизнес-процессов по параметрам: скорость, качество, информация;
  • установление наиболее эффективного по издержкам шаблона производственного цикла с учётом принятых условий;
  • корректировка должностных инструкций, функций каждого работника.

Назначение реинжиниринга состоит в разрешении противоречий, которые возникают при:

  • изготовлении принципиально новой продукции;
  • увеличении объёма выпуска имеющего ассортимента;
  • корректировке деятельности компании из-за изменения законодательных норм;
  • слиянии, реорганизации фирмы;
  • планировании снижения затрат.

Чтобы сохранить конкурентоспособность, предприятия вынуждены регулярно пересматривать стратегию, миссию и ключевые этапы производственного цикла.
порядок действий

Разновидности

Выделяют два вида данной процедуры. Они существенно отличаются по своему назначению:

  1. Кризисный. Представляет собой перепроектирование бизнес-процессов. Применяется, если необходимо решение сложных проблем фирмы. Целью этой деятельности является ликвидация причин, вызвавших спад эффективности работы предприятия.
  2. Реинжиниринг развития — это процесс совершенствования производственного цикла организации. Его применяют, если в целом компания работает удовлетворительно, но наблюдается снижение конкурентоспособности.
свое делоКак осуществляется управление бизнес-процессами в организации — читайте в этой статье.

Что собой представляет анализ бизнес-процессов компании — смотрите здесь.

Этапы и приёмы проведения

Данный процесс состоит из нескольких последовательных действий. Каждый этап требует тщательного анализа и подготовки к осуществлению:

  • Создание образа будущего предприятия. Формирование желаемой организации осуществляется в ходе разработки глобальной стратегии компании, выбора её ориентиров и методов достижения установленных целей.
  • Моделирование действующей системы бизнес-процессов. На этом этапе составляется схема, в которой отмечаются все действия, работы производственного цикла. Каждый пункт описывается, указывается используемая документация. На основании графического изображения оценивается эффективность и слабые места существующей модели предприятия.
  • Разработка новой системы процессов. При этом перепроектируется текущий производственный цикл:
    • изменяются хозяйственные процессы, то есть создаются более эффективные процедуры, определяются будущие технологии, способы применения инноваций;
    • корректируются функции сотрудников, вводятся новые должностные инструкции, разрабатываются программы переподготовки специалистов;
    • внедряются информационные системы, определяется необходимое оборудование, программное обеспечение, гарантирующее доступность данных всем участникам проекта реинжиниринга;
    • тестирование созданной модели, то есть использование в ограниченном масштабе, например, в рамках структурного подразделения.
  • Внедрение сформированной системы в деятельность компании. На данном этапе важна эластичность перехода от старых бизнес-процессов к новым. Сотрудники не должны ощущать неудобство, дисгармонию. Обеспечить комфортную смену системы можно с помощью тщательной подготовки к нововведениям.

В ходе процедуры проводится модернизация существующего порядка работы для создания наиболее эффективной модели предприятия. Для этого используются следующие приёмы:

  • Комбинирование функций сотрудников. Определяется человек или группа менеджеров, которые отвечают за все этапы производственного цикла. Благодаря такой системе появляется работник, который может ответить на все вопросы клиентов. Это помогает ускорить процесс оформления и обработки заказов.
  • Самостоятельность. В должностные инструкции персонала вносится пункт, согласно которому любой сотрудник может принимать решения в рамках его компетенции.
  • Процесс выполняется в естественном порядке. По ходу осуществления работ участники цикла сами определяют его последовательность. Благодаря такому приёму можно объединить несколько шагов, выполнять их параллельно.
  • Объёмы контроля уменьшаются. Менеджеры должны управлять только теми участками работ, которые не могут нормально функционировать без должного надзора. Этот же приём касается согласования решений.
  • Работа выполняется там, где это необходимо. Реинжиниринг позволяет распределить полномочия между границами структурных подразделений, тем самым устранить потребность лишних взаимодействий между участками.
  • Смешивается централизованный и децентрализованный подход. Технологии и автоматизация позволяют отделам работать полностью автономно, при этом сохранив возможность пользоваться общими данными.

действия персонала

Участники

Как и любой процесс, реинжиниринг осуществляется группой исполнителей. В её состав входит несколько специалистов:

  • Лидер проекта. Им является один из менеджеров высшего звена. Он отвечает не только за организацию процедуры, но и за её обоснование, мотивацию.
  • Управляющий комитет. В его состав входит высшее руководство компании, менеджеры процессов. Данная группа осуществляет контроль, согласовывает стратегии, разрешает конфликтные ситуации.
  • Менеджер оперативного руководства. Формально является помощником лидера, в его задачи входит разработка методики и приёмов реинжиниринга, помощь в организации.
  • Менеджеры процессов. Эти специалисты отвечают за внедрение инноваций в каждый отдельный бизнес-процесс.
  • Рабочая группа. В неё входят сотрудники предприятия, например, методисты или администраторы, а также внешние участники — разработчики стратегии и консультанты. Эти лица непосредственно проводят данную процедуру.

Все участники работают в единой команде. Они совместно анализируют существующие бизнес-процессы, планируют нововведения и приёмы их внедрения.

Результат

Отказ от модернизации производственного цикла может привести к потере конкурентоспособности компании. Проведение реинжиниринга имеет определённые положительные последствия:

  • работники перестают быть просто исполнителями, они могут принимать самостоятельные решения;
  • подразделения заменяются комплексами процессов;
  • оценивается не деятельность сотрудника, а её результаты;
  • исполнитель стремится удовлетворить потребности заказчиков, а не начальства.

Процедура оказывает существенное влияние на работу предприятия. Её проведение обеспечит ускорение производственного цикла и сокращение временных промежутков между его этапами.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

7 (499) 703-52-19 (Москва)

+7 (812) 309-68-13 (Санкт-Петербург)

8 (800) 333-45-16 доб. 193 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Автор статьи:
-
0
+
Отправить комментарий