Как написать грамотный бизнес-план для массажного кабинета?
Совсем недавно массаж считался исключительно медицинской услугой, оказанием которой могло заниматься соответствующее учреждение – больница или поликлиника. Сейчас же прейскурант на предоставление подобных услуг можно встретить в парикмахерских, фитнес-клубах, салонах красоты и, конечно же, массажных салонах.
Среди основных преимуществ бизнеса можно выделить:
- небольшую величину стартового капитала;
- быструю окупаемость;
- отсутствие необходимости получения лицензии на деятельность в МинЗдраве (исключение составляет только мануальная терапия).
Анализ рынка и конкуренции
Массаж является очень популярной лечебно-оздоровительной процедурой. Хорошему массажисту под силу всего за несколько сеансов устранить дискомфорт в теле, связанный с малоподвижным образом жизни. Данная предпринимательская деятельность является очень интересной, так как низкие первоначальные затраты сочетаются с высокой популярностью среди населения.
Следующий важный момент, которому обязательно нужно уделить внимание при составлении бизнес-плана – это определение целевой аудитории. Непосредственное влияние на нее оказывает специализация принятых на работу массажистов и выбранная разновидность массажа, который может быть:
- лечебным;
- детским;
- спортивным;
- расслабляющим.
Если говорить о конкуренции, то она достаточно невысока: количество желающих воспользоваться данной традиционной услугой значительно превышает число действительно квалифицированных специалистов.
Интересное интервью с владельцем подобного бизнеса вы можете посмотреть на следующем видео:
Производственный план
После того, как определена целевая аудитория, можно переходить к поиску подходящего помещения. Посетители поедут к ценному специалисту, в квалификации которого они уверены, хоть на другой конец города. А вот если посещение кабинета нацелено только на получение удовольствия и положительных ощущений, то в приоритете будут заведения, расположенные недалеко от дома.
Статистические данные свидетельствуют о том, что 30% клиентов приходят в соответствии с медицинскими показаниями, а 70% – с целью релаксации и ухода за собственным телом. Следовательно, помещение должно располагаться в спальном районе, причем в таком, где преобладают элитные новостройки.
В состав заведения должно входить минимум 3 помещения:
- сам кабинет площадью не менее 8 кв. м., при условии, что работает один массажист;
- приемная;
- комната администратора.
В соответствии с требованиями Роспотребнадзора, салон обязательно должен быть оборудован санузлом, а внутренняя поверхность комнаты, в которой оказываются услуги, должна быть покрыта таким отделочным материалом, который можно мыть – кафель или соответствующие обои.
После завершения поиска подходящего помещения, можно переходить к приобретению необходимого оборудования:
- массажный стол – 15 000 руб.;
- кушетка – 4000 руб. (нужно минимум 2 шт.);
- диван и столик в приемную – около 30 000 руб.;
- шкаф или стеллаж – 10 000 руб.
Основные аксессуары, необходимые для работы – это ряд специальных масел. Стандартный массаж предполагает использование оливкового варианта, а более сложная или специализированная процедура – эфирных масел. Кроме того, нужно обеспечить посетителей чистыми полотенцами, для стирки которых потребуется стиральная машина.
Финансовый план
К основным расходам первого года бизнеса относят:
- аренду помещения;
- проведение косметического ремонта;
- подбор и прием на работу необходимого персонала;
- закупку оборудования;
- регистрацию предприятия.
Общая сумма капитальных вложений – около 2 млн. руб.
Дополнительными годовыми тратами являются:
- закупка масел для массажа и средств гигиены – 70 000 руб.;
- закупка необходимого белья – 30 000 руб.

О том, как открыть тренажерный зал в маленьком городе, читайте тут.
Организационный план
Для начала бизнеса подходит предоставление массажных услуг общеукрепляющего характера, которые не относятся к медицинским и не предполагают получение лицензии. Для ведения бизнеса вполне подходящим является статус ИП.
Кроме того, нужно оформить следующие документы:
- программу, в соответствии с которой будет осуществляться производственный контроль;
- медицинские книжки, без которых не могут работать сотрудники;
- заключение, подписанное начальником Роспотребнадзора;
- договоры на проведение дезинсекции, дезинфекции и дератизации, а также на обслуживание систем кондиционирования и вывоз ламп.
Гарантией успешной деятельности является хороший массажист, найти которого – нелегкая задача, ведь мастер такого уровня обычно работает на себя. Опытный сотрудник придет на работу только в том случае, если будет знать, что на рабочем месте для него созданы благоприятные условия труда, а также если ему предложат высокую заработную плату.
Специалист должен иметь общую направленность, владеть восточной и европейской техникой. Зарплата такого работника зависит от того, сколько стоит сеанс массажа, и составляет около 50% от этой стоимости.
Кроме того, штат не может обойтись без администратора и бухгалтера. Каждому из них нужно будет платить примерно 10-15 тыс. руб. ежемесячно.
Маркетинговый план
План раскрутки проекта предполагает последовательное прохождение следующих этапов:
- Если местом расположения заведения является спальный район, то основная задача – извещение населения, проживающего неподалеку, об открытии. Это можно осуществить при помощи рекламного плаката (растяжки, ситилайта, баннера).
- Чтобы закрепить лояльность клиентов, необходимо позаботиться о предоставлении скидок и дисконтных карт.
- Реклама в интернете – размещение баннера на региональном сайте или создание собственного ресурса. Осуществление данного этапа гарантирует привлечение клиентов из других районов города. Но при этом должна рекламироваться какая-то уникальная услуга, или стоить она должна гораздо меньше конкурентов.
- Реклама в местном глянцевом журнале, пользующемся популярностью среди женской половины населения.
- Красочные буклеты с подробным описанием услуг и их стоимости.
- Студентов, пенсионеров и домохозяек можно привлечь посредством предоставления скидок по будним дням, например, с 10 до 12 часов.
Анализ рисков
Чтобы организационный план осуществился в соответствии с ожидаемым сценарием, нужно провести анализ рисков и сопоставить вероятность их наступления с финансовым разделом.
Обязательного внимания требуют следующие риски:
- Повышение стоимости сырья. Осуществление деятельности невозможно без соответствующего материала и инструмента, реализацией которых занимаются многочисленные поставщики. Избежать риска можно путем смены поставщика или посредством перехода на другую марку косметики.
- Активация и демпинг прямого конкурента. Если в районе открытия заведения есть действующие конкуренты, то следует учитывать их возможную маркетинговую активность, что может снизить и перераспределить клиентский поток. Нивелировать риск позволит грамотная маркетинговая и ценовая стратегия, уникальные торговые предложения, программа лояльности.
- Сезонность продаж. Уменьшение среднегодового показателя прибыли значительно увеличивает затратную сторону бизнеса. Выровнять сезонные пики невозможно без разработки внутренней организационной политики и внешних маркетинговых коммуникаций (различного рода акций).
- Изменение модного тренда, появление новой косметической методики. Данный риск ведет к устареванию базовой технологии и обострению необходимости приобретения нового материала, инструмента, а также привлечения более дорогого специалиста. Предупредить наступление такой ситуации позволяет постоянная поддержка актуальности услуг.