Как самому составить бизнес-план для молочной фермы?

собственное хозяйствоДо недавних времен российскую молочную отрасль характеризовало угнетенное состояние, а именно, резкое сокращение объемов производства и ухудшение качества изготавливаемых продуктов.

Но в последнее время ситуация начала исправляться, и сейчас все больше людей видят себя владельцами фермерского бизнеса.

Анализ рынка и существующей конкуренции

пример помещенияОсновные конкуренты молочных ферм отечественного происхождения – это компании-импортеры, большинство из которых укрупняются и активно участвуют в деятельности банковского капитала, что позволяет им почти полностью контролировать крупные сегменты потребительского рынка.

На рынке представлен большой ассортимент молочных продуктов, но это не должно пугать начинающего бизнесмена, ведь даже при наличии молокоперерабатывающего завода на территории города можно найти свою нишу. Сочетание высокого качества, доступной цены и привлекательной упаковки является беспроигрышным вариантом.

Региональному производителю, занимающемуся реализацией таких скоропортящихся продуктов, как молоко, сметана, творог и кефир, на самом деле очень сложно конкурировать с гигантами, производящими продукцию премиум-сегмента или помещающими товар в современную упаковку, которая позволяет значительно увеличить срок хранения.

Проблему составляет не только монополизм сетевиков, но и факт того, что к качеству и маркировке готовой продукции предъявляются жесткие требования.

Это в свою очередь приводит к тому, что местного производителя вынуждают приобрести современное упаковочное оборудование и материалы, а также внедрить программу нанесения на упаковку штрих-кода, а все это немалые и не всегда посильные затраты для небольшого предприятия.

Здесь вы можете бесплатно скачать образец бизнес-плана

Не меньшее затруднение вызывает реализация продукции в крупных торговых сетях, например, размещение товара на полках таких магазинов, как «Пятерочка» или «Дикси», невозможно без соблюдения следующих требований:

  • оплата большого вступительного взноса;
  • отсрочка платежа не менее 21 дня;
  • нереализованный в срок товар подлежит возврату.

Но, несмотря на все негативные моменты, молочно-фермерский бизнес является очень привлекательным в настоящее время, ведь государство всерьез занялось его восстановлением, импортозамещением и старается оказывать фермерам всестороннюю помощь и поддержку.

Интересную информацию о данном бизнесе и пример его организации вы можете посмотреть на следующем видео:

Производственный план

Налаживание производства невозможно без формирования четкого представления об основных этапах:

  1. Определение необходимой численности поголовья и породы скота.
  2. Поиск подходящего помещения.
  3. Приобретение оборудования.
  4. Закупка корма.
  5. Прием на работу необходимых сотрудников.
  6. Поиск возможных каналов сбыта.

Найденное помещение должно состоять из нескольких отделений, а именно:

  • родильного;
  • доильного;
  • для телят;
  • для дойных коров;
  • для сухостойных.

затраты компанииПриобретение высокотехнологичного современного оборудования позволяет значительно сэкономить на производственных моментах, а также гарантирует выпуск качественного товара, отвечающего всем требованиям современных стандартов.

Конечно же, сладить с современным оборудованием может только квалифицированный сотрудник. Экономить здесь не стоит, ведь, как известно, скупой платит дважды.

Финансовый план

При планировании текущих расходов и доходов нужно особое внимание уделить тому периоду, когда коров доить нельзя, а приобретать корм и оплачивать коммунальные платежи все же надо. Но пугаться не стоит, ведь практически все затраты компенсируются за счет получаемого приплода.

Любой бизнес, в основе которого лежит сельское хозяйство, предполагает учет тех периодов, когда расходы остаются прежними, а доходы отсутствуют полностью. Самый лучший вариант – это заранее сформированный резервный капитал, ведь болезни и прочие непредвиденные обстоятельства тоже никто не отменял.

К дополнительным статьям экономии можно отнести самостоятельную заготовку кормов или розничную продажу молока (это намного выгоднее, чем сдавать его как сырье).

Теперь более подробно о финансовой стороне вопроса, она предполагает несколько вариантов развития событий:

  • Промышленная ферма огромного масштаба (на 50, 100, 200 голов и более). Такое предприятие позволяет рассчитывать на получение значительных доходов, но и первоначальные инвестиции будут миллионными. Подобный бизнес требует наличия большого участка земли, современного максимально автоматизированного оборудования и большого поголовья скота.
    Доильно-молочный блок и телятник обойдутся продвинутому фермеру примерно в 7 млн. руб. Стоимость одной коровы составляет в среднем от 25 до 40 тыс. руб. На цену влияет порода и наличие/отсутствие необходимых прививок. Следовательно, за стадо в 100 голов нужно будет отдать от 2 до 4 млн. руб. Кстати, приобретение дорогостоящего оборудования имеет свои плюсы: значительно сокращается статья расходов на оплату труда сотрудников.
  • Мини-ферма – данный вариант подойдет для многих, особенно для тех, кто имеет небольшие сбережения, необходимые для старта, или проживает в сельской местности (или поблизости, ведь процесс требует постоянного контроля). Итак, для организации потребуется: не очень прогрессивная деревушка, небольшой участок земли с сараем или с какой-нибудь хозяйственной постройкой, 10-20 голов скота, минимальное количество оборудования и корм.

Молочный бизнес не может не требовать денег и сил. Начальный этап всегда сложный, но зато когда рабочий процесс полностью наладится, можно с уверенностью говорить о стабильном доходе и увеличении производства.

свое делоКак разработать бизнес-план крестьянского фермерского хозяйства – читайте в этой статье.

Как начать бизнес по разведению свиней в домашних условиях – смотрите здесь.

Организационный план и график запуска

Открытие любого вида деятельности предполагает регистрацию. Небольшая молочная ферма может быть зарегистрирована как крестьянско-фермерское хозяйство. Выбор такой организационно-правовой формы предполагает открытие семейного бизнеса. Одного человека следует оформить как главу хозяйства, а все остальных – как его членов.

Все этапы, предшествующие торжественному открытию, можно наглядно представить посредством следующей таблицы:

№ п/пНаименование этапаСрок реализации
1Разработка бизнес-плана Январь 2016 года
2Официальная регистрация Февраль 2016 года
3Поиск подходящего помещенияФевраль 2016 года
4Приобретение поголовья и необходимого кормаМарт 2016 года
5Закупка оборудованияМарт 2016 года
6Поиск возможных каналов сбыта и заключение договоровАпрель 2016 года
7Начало деятельностиАпрель 2016 года

Маркетинговый план и возможные рынки сбыта

Разработка и привязка проекта невозможна без четкого понимания возможных рынков сбыта и ассортимента производимого товара.

Реализовать готовую продукцию можно посредством:

  • Заключения договоров с ближайшими розничными сетями. Для этого необходимо проведение переговоров с руководителем сети или подключение местного административного ресурса, если речь идет о федеральном ритейле.
  • Сотрудничества с оптовыми компаниями, поставляющими продукцию в ряд крупных продуктовых супермаркетов.
  • Проработки вопроса о поставках нефасованных и непастеризованных продуктов в больницы. Такая закупка обычно не обходится без тендерных торгов, поэтому нужно внимательно ознакомиться с котировочной или аукционной документацией.

помещение хозяйстваЕсли ферма находится на этапе ввода (непостоянный объем молока), то лучше продавать продукт на местном рынке при помощи временно нанятых сотрудников.

До того, как предприятие выйдет на запланированную мощность, нужно позаботиться о согласовании и утверждении сертификатов на фасованный товар.

Анализ возможных рисков

Российский рынок испытывает огромную потребность в молоке, так что найти свою нишу могут многие, да и вытеснение импортных товаров тоже никто не запрещал (местный производитель составит хорошую конкуренцию импортеру).

При этом следует помнить, что молочного производителя ежедневно подстерегает множество рисков, и от того, как он сможет их преодолеть, напрямую зависит его финансовое положение.

  • Ценовые риски сопровождают как производство, так и продажу молока. Кроме того, есть расходы, связанные с приобретением корма и оплатой труда. Молочный бизнес всегда был очень рискованным – достаточно одной сильнейшей засухи, и фермер вряд ли сможет снова встать на ноги.
  • Также производитель часто сталкивается с рисками финансового, политического и трудового характера. Финансовый риск иначе можно назвать платежеспособностью. Имеются ли ликвидные средства на оплату счетов? Располагает ли фермер достаточным количеством собственных средств? Если да, то он может смело назвать себя платежеспособным.

автоматизированная фермаАнализ возможных рисков зачастую сопровождается неопределенностью, непредсказуемостью и нестабильностью во многих аспектах.

Полностью избежать их невозможно, но если постараться, то многие из них обойдут стороной вашу ферму. Например, значительно снизить риск возникновения мастита можно при помощи изменения процедуры доения, улучшения условий содержания скота или выделения средств на дополнительное ветеринарное обслуживание. А от финансовых рисков можно застраховаться.

Автор статьи:
-
0
+
Отправить комментарий