Регистрация ООО на домашний адрес учредителя в 2023 году

Под юридическим адресом принято понимать место, по которому компания располагается и осуществляет деятельность. В соответствии с нормами действующего законодательства регистрация фирмы допустима в помещении, которое было выбрано бизнесменом самостоятельно – это может быть как нежилой объект, так и квартира/дом. Каков порядок прохождения процедуры, какими документами она сопровождается, есть ли риски?

Регистрация на домашний адрес

Порядок создания ООО

Регистрация в официальном порядке сопряжена с определенными сложностями, исходя из выбранной правовой формы.

Для открытия ООО нужно выполнить действия в соответствии с алгоритмом, регламентированным законодательством:

  1. Выбор наименования. Оно может быть составлено на любом языке. При необходимости или желании использования особых названий требуется получение соответствующего разрешения.
  2. Выбор юридического адреса. Создать бизнес можно в помещении, которое является собственностью, или на площади, взятой в аренду.
  3. Подбор кода деятельности. В соответствии с ОКВЭД организация присваивает своей деятельности определенный код.
  4. Решение вопроса с налогообложением. Это может быть общий режим (ОСН), упрощенный (УСН), ЕНВД, ЕСХН.
  5. Подготовка пакета документов. Нужно составить заявление, протокол создания общества, составить договор, уплатить государственную пошлину и т. д.
  6. Визирование документов и последующая сдача в налоговую инспекцию. После этого компании будут вручены учредительные документы, и она сможет вносить уставный капитал.

Нормативно-правовая база с изменениями 2019 года

В ст. 288 ГК РФ сказано, что помещение жилого типа используется исключительно для проживания граждан – собственников или арендаторов. Размещение на таких территориях производственных цехов недопустимо. В ст. 17 ЖК РФ сказано, что оно может использоваться в целях ведения профессиональной деятельности при отсутствии нарушения прав и интересов других граждан. Также в Москве был принят Закон №60 от 26.11.2008, который ничего не говорит о возможности регистрации предпринимательской деятельности на квартиру.

Но на практике ситуация складывается по-другому. До 2012 года предприниматели имели возможность регистрации фирмы по месту, в котором прописан учредитель. В 2015 году консультанты налоговой сферы, работавшие в Москве, говорили, что открытие ООО на домашний адрес невозможно.

На 2019 год данная проблема сохраняется. Поэтому многие предприниматели стремятся искать нежилые помещения по выгодным ценам. Тем не менее, процедура регистрации выполнима, но при соблюдении определенного перечня условий.

Регистрация на домашний адрес учредителя

Ввиду стремления экономии на аренде многие предприниматели предпочитают указать собственные адреса прописки. По ст. 288 ГК РФ организовать фирму дома невозможно, т. к. данное помещение предназначено исключительно для проживания. Тем не менее, переведя площадь в статус нежилого объекта, такая возможность появится.

Кроме того, в ст. 54 ГК РФ процедура осуществляется по месту фактического пребывания директора, являющегося исполнительным органом, а это может быть место его проживания. Получается, что закон не запрещает осуществлять предпринимательскую деятельность в домашних условиях, но только нужно соблюсти определенные условия.

Гарантийное письмо

Генеральный директор

Директором может являться один из учредителей фирмы или наемный сотрудник, т. е. посторонний человек. Допускается проведение процедуры на территории, на которой зарегистрирован исполнительный орган. Однако это может сопровождаться множеством трудностей. Так, при его смене придется заниматься переоформлением юридического адреса и оплатой государственной пошлины.

Не собственник

Если директор не выступает в качестве собственника жилья, зарегистрировать фирму можно. Но есть условие: у исполнительного органа должна присутствовать прописка в данном помещении или разрешение от собственника.

Без прописки

Ключевую роль в процессе определения юридического адреса играет наличие у директора прав на пользование помещением. Они заключаются в свидетельстве о присвоении собственности, договоре аренды, справки о прохождении регистрационной процедуры.

Если прописка отсутствует, адрес может использоваться, однако у учредителя должно быть право на пользование помещением, т. е. жилье должно быть приватизированным.

Необходимые документы

Список документов, которые потребуются для прохождения регистрационной процедуры, можно уточнить в территориальной налоговой службе. Он зависит от типа используемого помещения, его собственника, наличия прописки. В теории могут потребоваться следующие документы:

  • свидетельство о праве собственности на помещение (может предоставляться в оригинальном или отксерокопированном варианте);
  • договор аренды;
  • письменное разрешение от законного владельца жилья;
  • справка о постановке на регистрационный учет;
  • согласие на пользование жилым помещением в коммерческих целях;
  • гарантийное письмо.

Эти же документы способствуют подтверждению и доказательству достоверности юридического адреса.

Образец согласия от собственника

Требования к составлению и образец согласия собственника

Если собственник жилья не причастен к компании, потребуется его письменное согласие. Типовое заявление должно содержать следующие данные:

  • название предприятия;
  • номер паспорта и его серия;
  • адрес прописки;
  • выражение подтверждения согласия.
Если жилье находится в долевой собственности, заявление составляется каждым из владельцев. Немаловажную роль играет прикрепление к документу справки, содержащей информацию о списке владельцев помещения. Если среди них есть дети, интересы несовершеннолетних представляются родителями, которые и пишут заявление.

Возможные риски и последствия

В процессе выбора жилой квартиры в качестве юридического адреса необходимо учесть вероятность возникновения определенных трудностей:

  • отказ от проведения процедуры регистрации в налоговой службе при отсутствии соответствующей доказательной базы;
  • запрет на использование помещения в коммерческих целях при наличии обременения;
  • возможность предварительной отправки в ФНС собственником запрета на пользование жилым помещением в целях регистрации предприятия;
  • отказ в регистрации лиц, прописанных в квартире;
  • просьба, поступившая от соседей.

Если учредитель соблюдает все требования и нормы закона, но все равно получает отказ, он все равно вправе обратиться в суд для защиты собственных интересов. Судебная практика показывает, что фискальные органы чаще всего встают на защиту стороны, которая права и предоставила соответствующий перечень доказательств.

Открытие фирмы в квартире или доме

В процессе планирования открытия компании в помещении жилого типа стоит принимать во внимание тот факт, что по данному адресу должен находиться генеральный директор. И дело заключается не только в возможности получения рассылок и писем, но и в организации проверок, при которых обязательно должен присутствовать исполнительный орган.

К примеру, сотрудники налоговой инспекции могут явиться на место регистрации предприятия, чтобы изучить документы. Если в это время собственника бизнеса не окажется на месте, это может обернуться серьезными проблемами.

В связи с этим юридический адрес является местом фактического пребывания гендиректора. В ходе регистрации ООО в доме или квартире стоит принять во внимание несколько правил:

  • запрещено производить и продавать ликероводочные изделия, фармацевтические продукты;
  • деятельность предприятия не должна мешать соседям;
  • проверки со стороны контролирующих служб будут проводиться чаще, чем у ИП.

Преимущества и недостатки

Плюсы регистрации компании на домашний адрес заключаются в следующих аспектах:

  • отсутствие каких-либо расходов на приобретение и аренду помещения;
  • гарантия неприкосновенности: без предупреждения в квартиру не могут ворваться представители органов власти;
  • возможность решения вопроса, связанного с несовпадением юридического адреса и места пребывания по факту;
  • простота доставки почты;
  • легкость оформления, подразумевающая предоставление минимального набора документов.

Тем не менее, процесс подразумевает большое количество недостатков. Вот основные из них:

  • вероятность отказа в проведении процедуры регистрации со стороны налоговой службы;
  • снижение шансов на одобрение кредита, т. к. многие банковские учреждения не доверяют подобным организациям;
  • возможность возникновения подозрений у потенциальных партнеров;
  • при возникновении долгов судебные органы вправе обеспечить приостановление деятельности и конфискацию имущества;
  • во время ведения деятельности и после ее заверения на почту может поступать множество писем;
  • проверяющие службы могут приходить с проверкой в любое время года.

Таким образом, регистрация ООО на домашний адрес вполне реальна и осуществима, но при одном условии: учредитель должен выступать в качестве исполнительного органа или быть собственником квартиры, то есть законно прописанным в ней. В остальных случаях данная процедура в основном не проводится, т. к. имеются определенные ограничения.

Дополнительная информация по регистрации представлена ниже на видео.

Автор статьи:
-
0
+
Отправить комментарий