Как и когда составляется акт приема-передачи товарно-материальных ценностей

передача товараКаждому из нас известна процедура заключения трудового договора при приеме на новую работу. Однако, если должность предусматривает материальную ответственность, работодатель должен заключить с сотрудником документ о том, что работник полностью отвечает за определенные материальные ценности компании.

Составление такого договора обязательно, ведь закон о подобной ответственности прописан в Трудовом кодексе. Давайте разберемся, что это за документ, когда он может понадобиться и как он оформляется.

Что это за документ?

Акт приемки-передачи материальных ценностей – это документ, который подтверждает факт передачи материальных ценностей, товара для торговли и подобных вещей должностному лицу. Этот договор может оформляться для кратковременных сделок между физическими или юридическими лицами, но работодатели также часто требуют оформление документального подтверждения материальной ответственности своего подчиненного, если это предусматривает должность.

Оформление документа в РФ происходит строго по форме МХ-1, которую после составления следует заверить у нотариуса, чтобы проверить договор на правильность и избежать столкновений с законом.

Данный документ предусматривает передачу оговоренных материальных ценностей конкретному лицу без права передачи личной собственности. То есть человек, на которого оформлена материальная ответственность, не имеет права пользоваться или присваивать полученные вещи. Стоит сказать, что несоблюдение условий акта, которые прописаны в документе, грозит для приемника уголовной ответственностью. Поэтому, следует внимательно ознакомиться с условиями договора и ни в коем случае не нарушать их.

Подробная информация о том, как оформляется движение ТМЦ в программе 1С, представлена на видео:

В каких случаях он используется?

оформление документаАкт приема-передачи ценностей используется как в единичных случаях оформления материальной ответственности, так и для долговременного сотрудничества работодателя с работником, который занимает материально-ответственную должность.

В первом случае договор составляется при поставке товара или продукции одним физическим или юридическим лицом другому. В этом случае условия договора считаются выполненными и аннулируются, если товар был доставлен в полной сохранности и вручен заранее оговоренному лицу.

Также этот акт составляется в случае, если вы оставляете свои вещи в ломбарде, банковских ячейках, камерах хранения и подобных местах, где предусматривается предоставление профессиональных услуг сохранности ваших ценностей.

Еще одной частой причиной составления документа является приход на новую должность, которая связана с материальной ответственностью. Министерство труда РФ даже огласило список должностей, на которых нужно обязательно заключать такой договор:

  • Работники банковской сферы, которые связаны с депозитами.
  • Кассиры и контролеры.
  • Продавцы и работники, отвечающие за поставку товара.
  • Руководители торговых заведений, ресторанов, гостиниц.
  • Руководители производственных, строительных участков.
  • Люди, связанные с изготовлением денежных купюр.
  • Работники ломбардов и другие личности, которые занимаются профессиональным хранением материальных ценностей.

Также такой документ должен быть составлен при увольнении материально ответственного работника. В этом случае проводится инвентаризация объектов, с которыми он имел дело, и заверяется наличие всех вещей в целостности и сохранности. Инвентаризация должна проходить с участием работодателя и самого сотрудника.

Если обе стороны не предъявили никаких претензий, документ заверяется нотариусом, и работник может покидать компанию. Если же выявлена какая-либо недостача или повреждение материальной ценности, за которую должен отвечать сотрудник, нотариус обязывает его выплатить положенную компенсацию в пользу предприятия.

документооборотКаким образом составляется доверенность на получение ТМЦ – читайте в этом материале.

Для чего нужен и как заполняется акт приемки-сдачи выполненных работ – смотрите тут.

Форма акта, его структура и порядок заполнения

Как уже упоминалось ранее, форма акта должна соответствовать справке МХ-1. При составлении условий договора нужно обязательно учитывать пункты, приведенные в данной справке. Документ должны составлять обе стороны, после чего нужно внимательно прочесть все условия договора и подписать его. Затем его следует заверить у нотариуса. Помните, что каждая сторона должна получить свой экземпляр акта. При выполнении всех вышеперечисленных условий его пункты будут действительны.

Здесь вы можете бесплатно скачать бланк и образец заполнения формы МХ-1

Если вы отдаете товар, деньги или иные вещи на хранение либо перевозку, то акт придется составлять два раза. Первый раз документ должен засвидетельствовать тот факт, что хранитель получил вещь. Здесь следует описать качественные характеристики материальной ценности.

Если вещей несколько, то их можно поочередно указать в документе. При желании позволяется делать несколько актов, на каждую из вещей.

Вторая справка составляется, когда заказчик забирает у хранителя свою вещь. Во втором акте он указывает, что все условия договора выполнены, то есть хранитель вернул вещь обратно или доставил ее в назначенное место. Кроме того, должно учитываться состояние материальной ценности: оно должно соответствовать первоначальному качеству.

Если же у заказчика есть основания утверждать, что хранитель не выполнил все условия акта, он имеет право требовать у него компенсацию вплоть до полного возмещения стоимости вещи. Помните, что в таком случае правильно составленный акт будет вашим главным документом для законного получения денег.

Автор статьи:
-
0
+
Отправить комментарий