Получение лицензии на торговлю алкоголем в 2016 году

Лицензирование алкоголяИзготовление и продажа спиртных напитков — выгодный вид бизнеса, если процесс организован правильно. На качественный алкоголь всегда имеется спрос независимо от ценовой политики товара.

Для осуществления какой-либо деятельности с алкогольной продукцией (производства, продажи, хранения и перевозки) необходима лицензия.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Всем ли нужна лицензия? Требования законодательства

Лицензия оформляется на изготовление, продажу, хранение и перевозку напитков, которые содержат этил в количестве от 6%. Документ могут получить только те юридические лица, бизнес которых отвечает требованиям законодательства по лицензированию. Получить разрешение могут компании с различной правовой формой. К продаже алкоголя не допускаются ИП (индивидуальные предприниматели) ни оптом, ни в розницу.

У организации, которая планирует продавать спиртные напитки, должен быть в наличии уставной капитал определенного размера:

  • при реализации продукции, содержащей до 15% этанола — 10 тысяч рублей;
  • при реализации напитков, содержащих свыше 15% этанола — 300 тысяч рублей;
  • при реализации представителями малого бизнеса спиртного, которое отсутствует в реестре и содержит свыше 15% этанола — 1 миллион рублей;
  • для оптовой торговли — 10 миллионов рублей.

Помещения для продаже и хранения алкоголяПомещение для хранения и продажи алкогольных напитков должно полностью отвечать нормам закона. Для торговли пригодны только стационарные комплексы, которые являются личной собственностью фирмы либо арендуются. В случае аренды в наличии должен быть договор аренды. Для хранения и реализации продукции размер помещения в городской зоне необходим от 50 м2, в селе от 25 м2. Склад необходимо обеспечить качественной вентиляцией, средствами для тушения пожара, всеми видами сигнализации и охраной. Торговые точки оснащают кассовыми аппаратами, в обязательном порядке ведутся документы строгой отчетности.

Производители спиртного обязаны оснащать оборудование автоматическими измерительными приборами. Объемы производства и реализации продукции следует тщательно фиксировать, вся информация должна быть надежно защищена от искажения и подделок. Не разрешается изготавливать спиртные напитки, если объем готовой продукции меньше, чем минимальная производительная мощность оборудования.

На всю продукцию (в том числе и реализуемую) должен оформляться сертификат соответствия либо декларация.

Торговая точка согласно нормам законодательства по реализации спиртного должна располагаться вдали от таких объектов:

  • детских, образовательных, медицинских и спортивных организаций;
  • домов культуры (кроме продажи спиртного в сфере общественного питания);
  • общественного транспорта и автозаправочных комплексов;
  • уличных торговых объектов (рынков и базаров);
  • мест с большим скоплением народа;
  • источников с повышенной опасностью;
  • военных объектов.

Не разрешается лицензирование перемещаемых (мобильных) объектов и фирм, допускающих продажу алкоголя несовершеннолетним.

Штрафы при торговле без лицензии

В 2014 году вступил в действие Закон № 365-ФЗ, по которому усилили ответственность за продажу спиртного без алкогольной лицензии. Введены новые штрафы за несанкционированную торговлю. Они касаются не только оптовых и розничных торговых точек, но и мест общепита (кафе, баров, ресторанов и прочих).

С января 2014 года нарушения караются приостановлением деятельности компании, а при грубых нарушениях — изъятием продукции. Ранее административное приостановление деятельности не распространялось на представителей розничной продажи спиртного. Также увеличен срок исковой давности по алкогольным нарушениям, теперь он составляет 1 год, ранее был 2 месяца.

В розничной торговле нарушения у предпринимателей караются штрафом 10-15 тысяч рублей, у организаций — 200-300 тысяч рублей. Ранее этот штраф был 4-5 тысяч рублей и 40-50 тысяч соответственно.

Штрафы за нарушение лицензированияВзимаются штрафы и за иные нарушения торговой деятельности. Под иными нарушениями подразумевается несоответствие торговых объектов требованиям лицензирования по алкоголю. Сумма штрафа с 2014 года для предпринимателя составляет 5-10 тысяч рублей, для организации — 50-100 тысяч рублей. Ранее этот штраф был в пределах 3-4 тысячи рублей и 30-40 тысяч рублей соответственно. Кроме того, у штрафника будет конфискована вся алкогольная продукция.

За продажу спиртных напитков с поддельной акцизной маркировкой с 2014 года также увеличены штрафы. Теперь для продавцов они составляют 4-5 тысяч рублей, для предпринимателей – 10-15 тысяч рублей, для организаций – 200-300 тысяч рублей. Чтобы удостовериться, что марки соответствуют принятым стандартам, необходимо оформить регистрацию на сайте Росалкогольрегулирования и воспользоваться ресурсом по проверке подлинности акцизных марок.

Проверке подлежит каждая марка на алкоголь. Ответственность за подлинность каждой марки возлагается на продавца. Реализация товара с марками старого образца карается штрафом в размере 40 тысяч рублей. Нелегальный алкоголь можно вернуть поставщику, при этом в Росалкогольрегулирование следует подать документы о возврате, копии сопроводительных документов и перечень поддельных марок с указанием серии, номера, литража, наименования спиртного и производителя.

При грубых нарушениях лицензирования практикуется остановка работы компании на 90 дней с изъятием спиртного. Выписывается также штраф в интервале 150-200 тысяч рублей.

К грубым нарушениям относятся, к примеру, факты продажи алкогольных напитков сомнительного качества.

Если отсутствует либо не представляется алкогольная декларация, предприниматель уплачивает штраф 5-10 тысяч рублей, предприятие — 50-100 тысяч рублей. Ранее такой штраф составлял 3-4 тысячи рублей и 30-40 тысяч рублей соответственно. Теперь каждый квартал представляют декларации до 20 числа месяца, идущего после периода отчета. Невыполнение правомерных требований представителей государственного органа по контролю алкогольной продукции карается штрафом в пределах 5-8 тысяч рублей. Когда не выполнены предписания, предприниматель платит 6-12 тысяч рублей, а организация — 20-40 тысяч рублей.

Процесс получения алкогольной лицензии

Лицензия выдается на продукцию с количеством этанола от 6% Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, а также прочими лицензирующими органами местной государственной власти. За получением лицензии можно обратиться к посредникам — негосударственным лицензирующим компаниям или центрам сертификации. Такая компания должна иметь разрешение на данный спектр услуг. Преимущества посредников — возможность получить консультацию по правилам оформления алкогольной лицензии.

В Росалкогольрегулирование претендент на получение алкогольной лицензии подает заявление и регламентированный пакет документов. Порядок получения лицензии для розничных торговых точек, кафе, баров и ресторанов одинаков. К рознице и общепиту выдвигаются разные требования к помещениям, незначительно отличается перечень документов.

Период принятия решения по лицензированию составляет 30 дней, при потребности более тщательного изучения подлинности документов и информации в них процесс лицензирования может затянуться еще на 30 дней.

При выдаче лицензии издается приказ о выдаче либо продлении документа.

Получение лицензииПри подаче документов в лицензирующий орган в обязательном порядке нужно заплатить государственную пошлину. Один год продажи алкоголя с содержанием спирта от 15% обойдется в 40 тысяч рублей налога, соответственно лицензия на 5 лет будет стоить 200 тысяч рублей. Документ можно оформлять ежегодно либо на период до 5 лет.

Госпошлина также подлежит уплате при продлении срока действия лицензии и переоформлении. Если в лицензии было отказано, пошлина возврату не подлежит. При повторной подаче документов после отказа необходимо снова заплатить налог в полном объеме.

Для розничных торговых точек, кафе, баров и ресторанов необходимо представить следующие документы (распространяется также на все акционерные общества):

  • Устав ООО, ОАО, ЗАО;
  • ОГРН и ИНН;
  • Свидетельства об изменениях (если они производились, представляются все изменения);
  • Уведомление об обособленном подразделении (если есть);
  • Выписка из ЕГРЮЛ (для розницы);
  • Решение и отчет о выпуске акций (для АО);
  • Коды статистики (для кафе, баров и ресторанов);
  • Решение (протокол) о назначении и вступлении в должность генерального директора;
  • Справка о стоимости уставного капитала (для розницы);
  • Платежные документы о внесении уставного капитала (для АО);
  • Баланс, сданный в последнем отчетном периоде (для общепита);
  • Документ об уплате госпошлины;
  • Договор долгосрочной аренды либо свидетельство о праве собственности;
  • Технический паспорт БТИ;
  • Карточка регистрации ККМ (только для розницы);
  • Заключение МЧС (для общепита).

Если продажа спиртных напитков будет осуществляться в стационарном павильоне, дополнительно представляют:

  • Договор аренды земли под павильон;
  • Акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта;
  • Договор купли-продажи или аренды павильона.

ЛицензированиеЕсли вы хотите подробнее прочитать о том, сколько стоит лицензия на алкоголь, ознакомьтесь с этой статьей.

Если вы хотите заниматься продажей алкоголя и зарегистрировать для этого фирму, узнайте о порядке открытия ООО здесь.

Процесс продления лицензии

Заявление подается за 90 дней до окончания срока действия разрешения. Продление лицензии происходит в те же сроки, что и получение документа. Пошлина за 1 год лицензирования составляет 40 тысяч рублей. Росалкогольрегулирование проверяет соответствие документов, оборудования и помещения принятым стандартам. Все документы контролируются на подлинность, в том числе и указанный в них адрес предприятия. Для продления срока действия разрешения представляют:

  • Учредительные документы на компанию;
  • Копию действующей лицензии;
  • Справку об отсутствии долгов по уплате налогов и сборов.

Если переоформление алкогольной лицензии связано с реорганизацией компании посредством слияния либо с переоформлением ее места регистрации или названия, пошлина составит 2 тысячи рублей.
Лицензия на изготовление

Лицензия на изготовление алкоголя

Лицензирование производителей имеет свои нюансы. На каждый вид продукции необходим свой вид лицензии:

  1. Лицензия на изготовление, хранение и поставку этилового спирта и денатурата собственного производства.
  2. Лицензия на изготовление, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции собственного изготовления.
  3. Лицензия на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции.

Для получения лицензии на изготовление алкогольных напитков к заявлению представляют:

  • Учредительные документы и выписки о регистрации юридического лица;
  • ИНН;
  • Документ об уплате пошлины за лицензирование;
  • Заключения о соответствии всех помещений санитарным, противопожарным, экологическим требованиям;
  • Документ об аккредитации собственной лаборатории по контролю производства алкоголя или заключенный договор о проведении контроля с такой лабораторией;
  • Копии сертификатов соответствия основного используемого оборудования;
  • Документ, подтверждающий стоимость уставного капитала.

При подаче документов в лицензирующий орган на изготовление спиртных напитков также в обязательном порядке уплачивается государственная пошлина. Налог уплачивается по такой же процедуре, как и при реализации спиртного. Размер пошлины зависит от вида алкогольной продукции:

  • на вино и подобный алкоголь — 500 тысяч рублей;
  • на водку и коньяк — 6 миллионов рублей.

Ответственность за нарушение правил лицензирования

Получение лицензии на оптовые поставки

Получение лицензии на торговлю оптом выполняется по стандартной схеме на общих основаниях. Дополнительно представляются документы:

  • Заключение МЧС о полном соответствии производственных и складских помещений противопожарным требованиям;
  • Сертификат соответствия на основное оборудование, которое используется для производства и продажи алкогольной продукции и этилового спирта;
  • Заключение Росприроднадзора о соответствии всех помещений экологическим нормам;
  • Документ об уставном капитале.

Изменения в 2016 году

Если большинство изменений в законодательстве начинают действовать с 1 января, то модификации, связанные с получением данного вида лицензии, вступят в силу лишь 1 июля 2016 года: с этой даты необходимым условием для осуществления легальных продаж любой алкогольной продукции станет подключение к специализированной системе ЕГАИС.

Данное нововведение касается как новых, так и существующих магазинов. В тексте изменений сказано, что компания может осуществить подключение самостоятельно, без написания специальных заявлений.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Автор статьи:
-
0
+
Отправить комментарий

Комментарии посетителей
Алексей Ответить

С 1 января 2015 года размер госпошлины за выдачу лицензии 65000 рублей!

Татьяна Ответить

можно ли получить алкогольную лицензию в Москве по техпаспорту, выданному Ростехинвентаризацией

Павел Москаленко Ответить

Ситуация: «договорные отношения на оказание охранных услуг» между: Заказчик — минимаркет (с лицензией на торговлю в розницу алкогольной продукцией), Исполнитель — ЧОО (частная охранная организация)…. Заказчик, поработав определенное время, приходит к самоопределению, что платить за охрану можно меньше (прекратить на неопределенное время по своему убеждению, что так будет выгодно для него, уведомив об этом Исполнителя — ЧОО) и ссылаясь на финансовые трудности, просит Исполнителя не выставлять охрнника(ов) на свой объект-магазин, а Сам нанимает физическое лицо (не лицензированного человека) якобы в штат (допускаю по договору-услуг) на исполнение обязанностей контролера зала (торговли)… ЧОО уходит, «контролер» — работает в зале, у Заказчика экономия расходов в два раза… (может и более), а: — в первом случае, если договор не расторгнут…
— во втором случае, если по настоянии ЧОО договор всеже расторгнут…
Вопрос: 1. Как поступать руководителю ЧОО (Исполнителю), если это становится позитивом..?
2. Какая ответственность, за такой хитрый ход наступает к «Заказчику» перед Государством?..
3. Кто из правоохранительных объектов заинтересован в выявлении таких ухитрительных действий со стороны стороны «Заказчика»?..

Маргарита Ответить

Можно ли торговать спиртным круглосуточно в жилом доме?