Как написать бизнес-план для инвестиционного проекта
Бизнес-план – это документ, в котором содержится информация обо всех аспектах будущего проекта, его основные задачи, цели, прибыль, срок окупаемости и т. д. В общем, все то, что может быть интересно инвесторам.
Главным предметом такого документа становится оценка инвестиционного проекта, анализ прибыльности, возможность привлечения инвестиций и прогнозы в соответствии с экономической ситуацией.
Зачем проекту нужен бизнес-план?
Данный документ разрабатывается для привлечения в проект новых инвесторов. Когда вы приходите к бизнесмену с просьбой дать вам деньги, вы не можете привлечь его внимание одними обещаниями. Если этот человек хоть что-то понимает в бизнесе, он попросит предоставить ему план вашего проекта, который будет содержать:
- Актуальность проекта – почему он принесет прибыль.
- Сроки окупаемости бизнеса.
- Размер прибыли, которую получит инвестор, если дело будет удачным.
- Сумму, которую необходимо вложить.
Бизнес-план не имеет четкой структуры, а потому единственное, на что он должен полагаться – это привлекательное содержание для инвестора. Так, например, в 2012 году одна компания желала получить в инвесторы крупного бизнесмена. Для того чтобы привлечь его внимание, были просмотрены все видео и аудиозаписи с его участием, и на основе его речевых оборотов, фраз и слов был составлен документ, который просто не мог не привлечь его внимание. В итоге они получили желаемое путем обычного мониторинга информации.
Этот вариант далеко не единственный в привлечении людей, многие перед тем, как отнести документацию тому или иному человеку, просматривают бизнес-проекты, которые он уже одобрил. В результате полученной информации документы переделывают так, чтобы подчеркнуть те стороны, которые точно понравятся бизнесмену.
Сам процесс составления документа может включать в себя следующие аспекты:
- Исследования рынков.
- Исследования актуальности проекта.
- Анализ необходимых средств.
- Срок окупаемости.
Что он в себя включает
Нет четкой структуры для составления документа, потому он имеет произвольную форму и содержание. Вот один из вариантов структуры:
- Резюме документа – одна из главных частей, которая включает в себя: цель, услуги, которые будет предоставлять проект, срок, на который рассчитан бизнес, краткое изложение финансовой системы будущего дела.
- Продукция или услуги, которые будет предоставлять проект – суть бизнеса, его актуальность, описание производимых товаров или предоставляемых услуг, исследуемый предмет и объект, цели, которые должны быть достигнуты, необходимость в получении разрешений или лицензий для продвижения продукта или услуг, социальные и экологические последствия, которые повлечет за собой проект.
- Анализ выбранной отрасли – описание опыта, который уже был получен кем-либо в этой сфере, состояние отрасли, ее долголетие и перспективы в развитии, приветствуется использование зарубежных примеров. Пункт должен содержать информацию о том, как правильно осуществить идею, на что стоит обратить внимание и чего необходимо остерегаться. Помогает определить все возможные варианты действий, альтернативы в технике выполнения и используемых инструментов, а также реалистичность выполнения проекта.
- Анализ рынка – исследование среды, в которую будет необходимо поместить товар или услугу, взамен получив деньги. Оценка потребителей, их способности к покупке данного объекта. Анализ рынка как в общем, так и необходимой отрасли. Пункт должен содержать информацию о конкурентах на рынке, о преимуществах и недостатках их продукта, а также о маркетинге, который они используют для продвижения своего продукта. Кроме того, нелишним будет представить прогнозы по предполагаемой прибыли и проблемы, с которыми может столкнуться объект на данном рынке.
- План маркетинга – раздел должен быть иллюстрацией ваших дальнейших действий для продвижения продукта. Для начала составьте SWOT-анализ, в котором опишите S-сильные, W-слабые стороны продукта, O-возможности, T-преграды, которые могут повлиять на продажи товара. После полученной информации составьте подробный план для ценообразования вашего объекта. Подумайте, как вы будете продвигать продукцию, где распространять, на какие рынки сбыта должны располагаться.
- План производства – определяет, какие действия надо провести для достижения прибыли. В пункте следует оценить ваше географическое расположение, необходимые технологии, необходимость покупки или аренды помещения в том или ином месте, все пункты касающиеся производства: хранение, доставка и т. д. Кроме того, следует указать методы, согласно которым вы будете проверять качество, оценивать себестоимость продукции и анализировать влияние вашего производства на окружающую среду как в социальном, так и в экологическом плане.
- План организационной деятельности – это план организации коллектива для достижения максимальной эффективности. Нужно описать участников проекта, методы для их мотивации, оценить рычаги давления на всех участников, и кто может их совершать. Определить внутренние связи в организации, обязанности персонала и ответственность, которую они могут понести.
- Финансовая деятельность – необходимо оценить ожидаемую прибыль от проекта, выполнить графики работ, затрат и чистой прибыли. Составить подробный бюджет расходов, включая необходимые траты на ресурсы, взносы на кредит, если таковые имеются. Оценить и составить отчет о прибыли, учитывая всевозможные факторы.
- Проанализировать риски инвестиционного проекта – оценить, какие проблемы могут возникнуть в ходе производства, и как их лучше всего решить. Нужно составить подробный сценарий проекта, учитывая всевозможные риски. Предложить гарантии и компенсации для инвесторов и кредиторов, в случае если проект не оправдает ожидания.
- Приложение – этот пункт должен содержать перечень всех документов, которые были использованы, и на которые вы ссылались в документе. Сюда могут входить: исследования рынков сбыта, опросы потребителей, выводы аудиторов по вашему проекту, резюме и другие данные по участникам проекта для подтверждения их квалификации, лицензии, которые могут подтвердить качество продукции, различные таблицы, схемы, чертежи и т. д.
Подробную информацию о написании данного документа вы можете почерпнуть из следующего видео:
Подробная информация о том, как создать стартап, приведена в этой статье.
Рекомендации к составлению
Для того чтобы бизнес-план выполнял свое предназначение, следует выполнять рекомендации экспертов по его составлению:
- Информация и данные, приведенные в документе, должны быть объективными и подтвержденными. Не приписывайте себе ложные цифры для лучшей картинки. Если бизнесмен разбирается в теме вашего проекта, он может заметить ошибки, и тогда точно откажется от участия в вашем бизнесе. Все данные с числами должны иметь ссылки: название источника, дата приведенной информации.
- Позаботьтесь о том, чтобы данные были не только правдивыми, но и правильно изложенными. Никто не захочет читать текст с ошибками, потому проверьте все ваши документы на орфографию и возможные опечатки.
- Структура плана может отличаться, но разделы, описанные выше, должны быть прописаны в полном объеме. Если одного из них не будет, в документ должна быть вложена объяснительная с причиной несоблюдения структуры. Все эти пункты являются важными, каждый из них может стать решающим в заключении инвестора, а потому лучше потрудиться и описать каждый из них.
- Когда вы анализируете эффективность вашего проекта, делайте это не абстрактно, а в денежных единицах. Именно такая форма отчета поможет вам точнее представить рентабельность бизнеса.
Если вы сомневаетесь в своих силах, можете обратиться в одну из множества фирм, которые предлагают подобные услуги. В отличие от вас, у них есть опыт составления подобных документов, но именно это и может помешать вам.
Выполняя по несколько бизнес-проектов каждый день, они штампуют их по одной схеме и форме. Помните, что вам необходим уникальный документ, который сможет зацепить инвестора и привлечь его внимание.